В прошлом году, когда я возглавляла Министерство, были масштабные вызовы, связанные с финансовой, топливной и физической разбалансированностью в энергетической отрасли. Думаю, все вы помните кризис в сфере возобновляемой энергетики с уровнем оплаты зеленой энергии в 3-5% и стремительным ростом задолженности перед производителями из ВИЭ со скоростью 3,2 млрд грн в месяц; или рост долгов перед государственной генерацией НАЭК "Энергоатом" и ЗАО "Укргидроэнерго" до 10 млрд грн за первые 7 месяцев 2020 года в рамках выполнения возложенных на предприятия специальных обязанностей по обеспечению доступности электроэнергии для бытовых потребителей.

Или забастовки шахтеров, уголь которых оказался ненужным, в частности, из-за открытия импорта электроэнергии из Российской Федерации и Беларуси. И много других подобных проблем, которые требовали неотложных действий.

Я рада, что тогда совместными усилиями нам удалось переломить негативный тренд и стабилизировать ситуацию в отрасли. Но это — уже история. Впереди стоят новые, не менее сложные и ответственные вызовы и задачи.

Если смотреть на перспективу, то в ближайшие два года основным трендом развития отрасли будет подготовка к объединению энергетической системы Украины с синхронной зоной энергосистем стран ЕС ENTSO-E. Это стратегическая цель государственной политики в электроэнергетическом секторе, достижение которой потребует решения ряда неотложных задач. Прежде всего, речь идет об обеспечении физической готовности украинской энергосистемы к работе в автономном, а затем — синхронном режиме, а также финансовая стабилизация и сертификация НЭК "Укрэнерго".

Поэтому среди приоритетных мероприятий на ближайший период я ​​бы выделила несколько.

  • Во-первых, это обеспечение надлежащей подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2021/2022.

Этот ОЗУ должен быть особый, несмотря на запланированную тестовую работу ОЭС Украины в автономном режиме - то есть, с физическим отделением от энергосистем РФ и РБ. В этой ситуации нельзя допустить появление дефицита собственной генерирующей мощности, в частности, предусматривает качественное выполнение ремонтной кампании генерирующего оборудования электростанций и накопления достаточных запасов угля и газа.

  • Во-вторых, нужно начать масштабное привлечение инвестиций в модернизацию существующих и строительство новых, необходимых энергосистеме, генерирующих мощностей.

Речь идет об объявлении конкурса на строительство высокоманевренной генерации в соответствии с Законом Украины "О рынке электрической энергии". Все наработки, в частности, обновленный порядок проведения такого конкурса, были подготовлены еще в декабре прошлого года. И я не понимаю, почему до сих пор они не приняты, а сам конкурс не объявлен.

Обратите внимание, насколько сложными являются режимы работы энергосистемы в текущих условиях и с этим составом генерирующего оборудования. Сейчас одним из главных инструментов сбалансирования, которым вынуждены пользоваться диспетчеры НЭК "Укрэнерго", является ограничение мощности производителей из альтернативных источников с оплатой за недоотпущенную ними электрическую энергию. То есть, фактически за воздух! Этого можно избежать, если повысить гибкость энергосистемы, построив новую высокоманевренную генерацию с быстрым стартом и широким диапазоном регулирования и системе накопления энергии.

  • В-третьих, финансовая стабилизация ключевых участников рынка электрической энергии.

Ведь не имея финансового ресурса качественно и в полной мере выполнить ремонты оборудования или накопить топливо на складах в достаточных для прохождения ОЗП объемах — невозможно.

  • В-четвертых, и я сознательно вынесла это в отдельный блок, — финансовая стабилизация нашего системного оператора НЭК "Укрэнерго".

На сегодня общая задолженность системного оператора перед участниками рынка превышает 33 млрд грн. То есть, за полтора года этим ключевым предприятием было накоплено (а точнее сказать — навешано на него) долгов больше, чем за весь период существования оптового рынка электрической энергии. Такая убыточность НЭК "Укрэнерго" создает прямую угрозу для интеграции энергосистемы Украины с ENTSO-E, ведь о какой сертификации системного оператора может идти речь с таким финансовым дисбалансом предприятия!

Ключевыми факторами формирования этой задолженности являются дефицит средств, связанный с выполнением возложенных специальных обязанностей по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников и по обеспечению доступности электроэнергии для бытовых потребителей. А также хронические неплательщики, которые создают дефицит на балансирующем рынке.

Таким образом, в ближайшее время должен быть решен вопрос финансово сбалансированной работы предприятий при выполнении возложенных на них специальных обязанностей и принятые в том числе и непопулярные решения по ПСО по населению.