Ситуация с утилизацией отходов в Украине разительно отличается от того, что происходит в странах Евросоюза. 47% бытового мусора в ЕС направляют на переработку, и этот процент постоянно растет. Еще 28% уничтожают путем сжигания, производя при этом энергию, которая идет в тепло- и энергосистемы.

А на полигоны для захоронения поступает только 23%. Флагманом новых подходов в обращении с отходами является Германия, где почти две трети мусора перерабатывается, а на свалки разрешено вывозить только очищенный от органических остатков мусора. Доля бытовых отходов там минимальна.

Большинство старых мусорных полигонов вообще закрыты, а часть перепрофилирована под захоронения шлаков, образующихся после сжигания мусора. В Украине же свалки и полигоны занимают более 9000 га. Это площадь целого города Кременчуг Полтавской области или города Хмельницкий. Из них треть не соответствуют нормам экологической безопасности. Вредные вещества просачиваются в атмосферу и почву, в подземные воды и поверхностные водоемы, нарушают функционирование экосистем, наносят ущерб сельскому хозяйству. А выбросы свалочного газа еще и оказывают негативное влияние на изменение климата.

Недавно Государственная экологическая инспекция проверяла полигон №5 в Подгорцах под Киевом, где утилизируют большинство отходов столицы. Мы выявили ряд вопиющих нарушений. В частности, работы по его реконструкции проходят без заключения экологической экспертизы, не сортируются отходы, для утилизации которых в Украине есть соответствующие технологии, утилизируют опасный мусор – батареи, аккумуляторы, энергосберегающие лампы. И это далеко не полный перечень. Дальнейшая эксплуатация устаревшей инфраструктуры захоронения твердых бытовых отходов будет иметь серьезные негативные экологические последствия.

И мы это уже видим на примере катастрофы на Грибовецкой свалке, после которой начались "путешествия" львовского мусора по всей Украине. Но кроме легальных полигонов и свалок, нашу страну покрывает еще и сеть стихийных свалок. Одна из причин заключается в том, что 22% населения не имеют доступа к системе централизованного вывоза мусора. Только с начала 2020 года Госэкоинспекция зафиксировала 1613 несанкционированных свалок, которые нанесли окружающей среде ущерб на сумму свыше 35 млн грн. Теоретически с ними должны бороться местные власти, но часто они просто игнорируют свои обязанности. ГЭИ неоднократно привлекала к ответственности региональных чиновников и будет делать это и в дальнейшем.

За первое полугодие 2020 года на должностных и ответственных лиц составлено 5374 протокола, выписано штрафов на 1 600 000 грн. И было бы хорошо, если бы эти штрафы еще повысили, чтобы у чиновников не было соблазна идти против закона. В той же Германии местная власть действует в борьбе со стихийными свалками гораздо эффективнее. Только в земле Северный Рейн-Вестфалия на это ежегодно тратят около €7 млн. Самое важное, что немцы больно бьют нарушителей большими штрафами. За мусор вдоль дороги – до €500, за попытку выбросить бытовую технику в лесу – до €300, а если мусор содержит опасные вещества – до €2,5 тыс.

На этом фоне смешными кажутся украинские санкции за подобные нарушения– до 1300 грн. Несмотря на профильные законы и Национальную стратегию управления отходами, которая предполагает, чтобы в 2030 году половина нашего мусора перерабатывалась, мы еще очень далеки от европейских стандартов. Чтобы приблизиться к ним, органы власти в центре и на местах должны действовать более эффективно. Ответственность за несоблюдение законодательства следует усилить, штрафы должны покрывать расходы на ликвидацию последствий загрязнения, а системой первичной и вторичной сортировки отходов необходимо охватить хотя бы крупнейшие города.

В сегодняшних реалиях особое значение приобретает принятие законопроекта 2207-1д "Об управлении отходами", который уже принят Верховной Радой в первом чтении. Среди прочего, он устанавливает порядок сбора, вывоза и обработки муниципальных отходов, обеспечивает внедрение их раздельного сбора и рециклинга, предусматривает требования к качественному предоставлению услуги по управлению отходами и начислению платы за такую ​​услугу. Рассчитываем, что наряду с доработанным законопроектом 3091 "О государственном экологическом контроле" этот документ станет толчком к качественным изменениям в сфере утилизации отходов и сделает страну ближе к лучшим практикам стран Евросоюза.