Наши лесохозяйственные предприятия работают в условиях двойного налогообложения – платят налог за лесные земли и ренту за специальное использование лесных ресурсов.

На самом деле рента является пережитком еще в советское время, так называемой попневой платы. Размер налога, определенный для дров и каждого сортимента деловой древесины, фиксирован и не привязан к рыночной стоимости.

За 9 месяцев этого года предприятия Гослесагентства уплатили рекордные 6,84 млрд грн налогов и сборов.

Из них 799 млн грн ренты (457 млн ​​грн уплачено в местный бюджет, 342 млн грн – в центральный), 118 млн грн – земельный налог.

По прогнозу, рента плюс земельный налог по итогам года составят 1,22 млрд грн.

Недостатков в такой системе налогообложения несколько.

Во-первых, непрозрачность. Если учитывать деловую древесину как дрова, уплатишь меньше налога. Большая часть дров – меньше такса. Это постоянно создает риск манипуляций и злоупотреблений на местах.

Во-вторых, система неэффективна. Лесопользователь не заинтересован максимально использовать потенциал лесных ресурсов.

Заготовка очень часто осуществляется рядом с дорогами, где есть инфраструктура, дорожная сеть, а отдаленные районы остаются вообще неосвоенными. Спелый лес усыхает, теряется.

А государственное предприятие из-за бесхозяйственности ничем особо не рискует, ведь при отсутствии заготовки платит только налог на землю.

В Польше модель управления лесной отраслью которой является для нас примером, иной принцип налогообложения.

Существует единый налог, привязанный к стоимости кубометра пиловочника (круглые бревна) сосны второго сорта – наиболее распространенного сортимента древесины в стране.

Ориентируясь на опыт европейских коллег, мы также считаем целесообразным внедрить в Украине схожую модель.

Наши специалисты предлагают следующую формулу исчисления единого лесного налога: площадь в гектарах, умноженная на определенную долю (процент) от средней стоимости кубометра круглой обезличенной древесины.

Уплачивается налог вне зависимости от объема заготовки. Для определения суммы имеет значение только площадь угодий и цена древесины.

Исходя из того, что замена модели налогообложения не должна уменьшить объем поступлений в бюджеты всех уровней. Именно на этом и предлагается базироваться на определении процента от стоимости древесины в формуле.

От уплаты налога предлагаем освободить территории природного обновления, "молодняки" до 40 лет, несомкнутые лесные культуры, природно-заповедный фонд, рекреационные и леса историко-культурного значения.

В чем преимущество новой модели?

Во-первых, пользователю нет смысла занижать сортимент древесины – так или иначе платишь по единому тарифу. Администрирование налога становится проще, коррупционные риски минимальны.

Во-вторых, появляется мотивация более эффективно осваивать площадь лесохозяйственных земель. Ведь платишь не за куб, а за гектар.

Итак, строй лесные дороги, инвестируй в специализированную технику, снижай себестоимость, старайся сделать древостои более эффективными.

В-третьих, освобождением от налога побуждаем пользователей выращивать молодые леса, заниматься рекреацией, восстанавливать биоразнообразие.

У вас молодой самосевный лес на землях сельскохозяйственного назначения? Пожалуйста, переводите его в лесной фонд, ухаживайте и не платите земельный налог до того времени, когда лес сможет приносить прибыль.

Идея единого лесного налога на Украине возникла не сегодня. Эксперты, представители отрасли уже обсуждали возможность ее внедрения. Однако до образования ГП "Леса Украины" реализовать модель в наших условиях было почти невозможно.

Сотни лесхозов, десятки регионов, разные условия, ресурсы, возможности... Найти общий знаменатель, учитывающий все факторы, было нереально. Теперь у нас единственное предприятие, значительно упрощающее решение задачи.

Замечу, это видение и предложение наших экспертов, которые, конечно, нуждаются в тщательном анализе, оценке и обсуждении на всех уровнях.

Кроме того, необходим алгоритм распределения платежей между государственным и местными бюджетами, чтобы защитить интересы громад.

Не потеряют ли государство и громады в будущем? Единый лесной налог привязан к средней стоимости обезличенной круглой древесины, которая сегодня находится на относительно невысоком уровне в результате падения спроса (1800 грн за м3).

Цены в прошлом году достигали уровня 2400 грн за м3 при совсем другом курсе гривны к основным валютам.

В дальнейшем, когда начнет восстанавливаться украинская экономика, расти строительство и переработка, цены однозначно пойдут вверх. Соответственно увеличится и объем единого лесного налога.

Введение единого налога является требованием решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 29 сентября 2022 года.

Поэтому готовы к обсуждению предложений наших специалистов, а также видению других экспертов. Надеемся, что уже в следующем году отрасль будет работать в условиях нового, европейского налогооблагаемого режима.