В предыдущем созыве Верховной Рады Закон об отходах проваливался дважды. Причиной тому стали радикальные противоречия между представителями транснациональных корпораций, производящих продукты в упаковке — с одной стороны, и бизнесменов, управляющих полигонами и свалками — с другой.
В этом созыве я взял на себя ответственность подготовить и провести этот, уже обновленный и доработанный, законопроект через зал. Среди трех представленных в Раду законопроектов именно 2207-1 стал фаворитом и, пройдя через первое чтение, стал единственным, который продолжил рассматриваться в парламенте. Пройдя процедуру повторного первого чтения, получил буквочку "д" - 2207-1-д.
Повторное первое чтение состоялось при весьма странных обстоятельствах. За 15 минут до заседания комитета, который должен определять судьбу трех законопроектов, тогда еще заместитель министра Роман Абрамовский привез письмо, в котором министерство просило отправить проект на доработку. Это решение я считал безосновательным, поэтому мы имели довольно эмоциональную и напряженный разговор в кабинете председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования.
Юристы Министерства, которые взялись помогать мне с законопроектом, доработали его. Но в итоге проект почему-то стали поддерживать люди с сомнительной репутацией, а статусные ассоциации в один голос — наоборот, утверждали о его корупционогеннисте. Для меня это стало сигналом, что я лично ошибочно допустил внесение сомнительных изменений. Например, появились моменты, которые могли заблокировать введение расширенной ответственности производителя, появилась правовая неопределенность в финансовых вопросах и другие нормы, на которые активно отмечали профильные ассоциации.
На этом этапе рассмотрения все еще оставалась возможность вернуться к конструктивному русла, получив поправки народных депутатов и проработав с ними, мы имели возможность внести необходимые изменения. На рассмотрение поправок народных депутатов мы потратили 54 часа заседание подкомитета по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами. Все заседания были записаны и хранятся на странице "За мусорную реформу 2207-1д" в фейсбуке.
На этом этапе именно в напряженных дискуссиях мы вместе с коллегами, которые подавали поправки, их представителями, профильными ассоциациями и экспертами рынка обсуждали каждую поправку одна за другой. Представители же юристов Министерства по странным обстоятельствам почти не приобщались к этим обсуждений, мотивируя это пустой потерей времени. Хотя директор департамента отходов министерства должна иметь на это время, к сожалению, посетила лишь 15-20% заседаний.
В итоге мы перешли к работе над таблицей, не имея на обработку таблицы специалистов в секретариате комитета. Почему не был сформирован состав секретариата за год работы комитета - осталось вопросом. Мы с моими помощниками, а затем с временным специалистом секретариата потратили почти три месяца на формирование таблицы для рассмотрения в подкомитете.
Отправив таблицу в министерство, мы начали получать различные негативные месседжи, например, что мы нарушаем регламент, у нас в команде непрофессиональные юристы, которые заложены нормы не имплементируют европейские директивы. Люди, которые формировали эти сообщения, — именно те, которые не защищали позиции министерства на ключевых заседаниях подкомитета, таким образом пытались распространить негатив и дискредитировать версию законопроекту, которую наработали, благодаря поправкам народных депутатов.
Но мы с командой, понимая, что можем ошибаться, каждый такой месседж опровергали обсуждениями и поддержкой экспертной среды, профильными ассоциациями, представителями проектов Евросоюза и с наибольшим нашим союзником - Главным юридическим управлением Верховной Рады Украины.
Наш законопроект содержит 4 законопроекты, таблица на 778 страниц: Рамочный "Об отходах", "О бытовые отходы", "О сжигания и совместное сжигание отходов", "О полигон отходов". Согласовать все нормы после каждого экспертного обсуждения, которые продолжались по 2-3 рабочих дня, требовали неделю или две на согласованность со всеми другими статьями.
Таких масштабных обсуждений мы провели более 12, в основном с Министерством защиты окружающей среды, Минрегионом, НКРЕКП, АМКУ и так далее. Последнее обсуждение инициировала вицепремьер-Министерка по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина, инициируя включение нашего проекту в евроинтеграционную сессию Верховной Рады. Благодаря ее принципиальности и настойчивости мы смогли согласовать определенные критические моменты с Министерством, потому что на таких совещаниях не было места "традиционным" методам пустых разговоров, которые были призваны скорее заговорить проблему, а чем ее решить.
Мы слышали и внедряли нормы, не ломали заложенную модель, имели юридическую основу, не сохранили действующие схемы и т.д. После каждого обсуждения мы согласовали нормы с Главным юридическим управлением. В результате наработанный проект за последние 2 недели был оформлен в таблицу. Именно таблица с поправками, уже разослана депутатам — членам подкомитета по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами — является основным рабочим инструментом ко второму чтению.
На следующей неделе мы начинаем рассмотрение в подкомитете этого важного для страны законопроекту. Именно за этот текст мы несем принципиальную ответственность. Надеемся, что народные депутаты будут конструктивные и компетентные для принятия логических и взвешенных решений по каждой поправке. Также надеюсь на конструктивную поддержку нового главы Министерства по вопросам защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслана Стрельца.