Главные изменения

Наш предварительный анализ базировался на предложениях европейского правительства. Теперь регламент согласован, поэтому можем глубже исследовать эти нововведения. Среди ключевых мер для производителей упаковки и ритейла в ЕС предусмотрены:

  • запрет некоторых видов одноразовой упаковки, в частности в гостиницах, ресторанах и кафе;
  • уменьшение чрезмерной и излишней упаковки;
  • внедрение многоразовой упаковки в сферах с большими объемами отходов одноразовых упаковок и одновременно имеющие потенциал к повторному использованию;
  • право потребителя наполнять свою емкость напитками и другими продуктами питания;
  • запрет вредных веществ в составе упаковки, контактирующей с пищей;
  • требование производить упаковку, подлежащую переработке;
  • введение депозитно-возвратных систем для определенных видов упаковки.

В ближайшие пять лет производители товаров и упаковки в ЕС должны привести свою деятельность в соответствие с перечисленными нормами.

В отличии от действующей директивы, нормы нового регламента имеют прямое юридическое действие для государств-членов ЕС. То есть, документ не нужно адаптировать и имплементировать в национальное законодательство, государства-члены Евросоюза обязаны выполнять регламент в текущей редакции.

После формальных процедур регламент вступит в силу в 2025 году. С этого момента он станет обязательным для всех стран ЕС, а действующая директива будет отменена. Такие нововведения в законодательстве об упаковке связаны с тем, что минимальных целевых показателей по рециклингу в ЕС оказалось недостаточно.

Количество отходов продолжает расти. С 2012 по 2020 год увеличилась доля упаковки, не подлежащей рециклингу. С действующей директивой европейским странам сложно добиться принципов и целей циркулярной экономики.

Что такое циркулярная экономика и для чего это Украине

Это направление экономики связано не только с заботой об окружающей среде. Это об устойчивом, безопасном и ресурсосберегающем развитии стран. В отличие от линейной, в основе которой лежит принцип "сделал, использовал, выбросил", циркулярная экономика имеет цель использовать материалы как можно дольше, продолжая их жизненный цикл.

При этом минимально исчерпываются природные ресурсы, а в общинах появляются новые рабочие места.

Хотя сейчас связь не очевидна, но для нас это должно стать весомым сигналом.

  • Для правительства

Какие нормы по изготовлению и обращению упаковки следует утвердить в законодательстве, чтобы приблизиться к новым требованиям ЕС? Начались активные переговоры о вступлении Украины в ЕС. Привести в соответствие с нормами Евросоюза наше экологическое законодательство – одно из обязательных условий соглашения об ассоциации с ЕС.

Анализируя украинское законодательство в части "Окружающая среда и изменение климата", представители Еврокомиссии заявили: "Украина должна учитывать новые директивы и регламенты, которые сейчас принимаются в ЕС". Вероятно, в процессе реформирования системы управления отходами этот регламент и нам будет поставлен как обязательный.

  • Для бизнеса

Принимать меры по предотвращению образования новых отходов упаковки, а с текущими объемами – тестировать практики повторного использования и поощрять потребителей. Опыт стран ЕС должен стать для нас уроком. Предыдущие нормы по предотвращению образования отходов носили скорее декларативный характер и не содержали конкретных обязательств.

Усложнило уменьшение отходов упаковки и отсутствие четких целей повторного использования, ведь были установлены лишь минимальные цели рециклинга упаковки. От этих пробелов в законодательстве Украина может себя обезопасить.

Лучшие европейские практики управления отходами следует включить в наше законодательство уже сейчас, пока документы в разработке. Учитывая долгосрочные переходные периоды (10-15 лет), есть возможность внедрять эти меры постепенно.

Что из нововведений ЕС следует принять во внимание

  • То, что не требует дополнительных средств, а наоборот – экономит деньги

Прежде всего – предотвращать образование отходов на этапе разработки дизайна продукции. Например, уменьшать объем упаковки, не используя лишние материалы.

Также лучше производить упаковку, пригодную для переработки или повторного использования. К примеру, стеклянная тара идеально подходит для повторного наполнения напитками и экономит немало энергоресурса на процессе переработки.

В реформировании системы управления отходами важно сфокусироваться на предотвращении образования отходов. Поэтому тара, которую можно повторно использовать, играет критически важную роль.

Еще один способ – предоставить потребителям возможность наполнять свою емкость или контейнер напитками и едой, которые предлагают заведения питания и магазины. Это то, что бизнесу точно ничего не стоит и не является излишней нагрузкой.

Не будем ведь забывать: в период военного положения наши предприниматели буквально выживают. Бизнесы возобновляются даже в прифронтовых областях, но о заработке иногда речь вообще не идет. Сейчас хотя бы "выйти в ноль".

Это и просвещение для потребителей. Люди узнают, какая тара пригодна для повторного использования, когда такие емкости считаются безопасными для хранения пищи и напитков и что необходимо только обеспечить их чистоту.

С таких шагов начинается культура оптимального использования ресурсов. Это один из принципов циркулярной экономики, применяемый и к упаковке.

Для ритейла такие меры перспективны с точки зрения сокращения затрат на покупку одноразовых емкостей. Только вдумайтесь: только на одного человека при ежедневной покупке кофе в год необходимо 365 стаканчиков.

Сэкономленные средства можно направить на развитие бизнеса: внедрять новые мощности и современные технологии, улучшать клиентский сервис, а в реалиях войны – еще и регулярно донатить.

Обеспечивая право потребителя на повторное наполнение емкостей, вы вносите вклад в защиту окружающей среды, в сохранение чистоты общества. Пока, к сожалению, одноразовая посуда и упаковка загрязняют наши улицы, а впоследствии и окружающую среду.

  • То, что требует инвестиций, и оно того стоит

Введение депозитно-возвратной системы (Deposit Return System, DRS). Она предусматривает, что покупатели товаров в упаковке платят депозит или залог, возвращаемые им после сдачи упаковки в приемном пункте. DRS обеспечивает многократное использование упаковки и емкостей.

Этот инструмент также поможет настроить раздельный сбор отходов упаковки для рециклинга. С нынешним объемом отходов упаковки для стран ЕС это единственный способ достичь цели – 90% раздельного сбора одноразовых пластиковых бутылок. Такое условие до 2029 года определяет директива. Очевидно, в Украине есть не меньшие вызовы с отходами упаковки, поэтому DRS актуальна и для нас.

В новом регламенте упоминается, что к 2029 году европейские производители одноразовых пластиковых бутылок и металлических контейнеров объемом до трех литров должны обеспечить раздельный сбор такой упаковки путем создания депозитно-поворотных систем.

Наличие такой системы стимулирует потребителей возвращать отходы упаковки в определенное место, а не выбрасывать в мусор. При покупке продукции, на которую распространяется DRS, люди платят дополнительные денежные средства (в Германии – 0,2 евроцента).

Важно обеспечить покупателям удобную инфраструктуру, в частности, установить автоматы для тары в продуктовых точках. Для начала можно попробовать более простой формат: ввести в эту схему приемные пункты для тары.

DRS поощряет разработчиков экодизайна искать эффективные решения для внешнего вида товаров, а именно делать их пригодными для повторного использования и переработки (принцип bottle-to-bottle recycling). Кстати говоря, в ЕС с 2030 года можно будет производить только такую ​​упаковку.

В Украине вскоре установят цели рециклинга и ответственность за их невыполнение. Поэтому производителям товаров и ритейлерам следует внедрять депозитные системы и поощрять покупателей возвращать тару в соответствующие места.

Немного ликбеза

Следует различать депозитно-возвратную систему, reuse (повторное использование) и refill (повторное наполнение емкостей). Реюз – широкое понятие. Депозитно-возвратная система может быть одной из разновидностей реюз-систем.

Новый регламент предусматривает обязательные цели по повторному использованию для определенных секторов, которые определены как продуцирующие больше всего отходов. Для разных субъектов хозяйствования устанавливаются разные количественные показатели. Для кого-то с 2030 года будет 20%, для кого-то – 10%, а с 2040 – 80%.

Например, с 2030 года производители крупной бытовой техники должны обеспечить для 90% своих товаров упаковку, пригодную для повторного использования.

Предусмотрены и исключения. Например, цели повторного использования не будут применяться к микропредприятиям и тем субъектам рынка, которые образовали не более 1 тыс. кг упаковки в год. Если же это конечные дистрибьюторы, то для них нормы не обязательны, если их торговая площадь не превышает 100 кв. м.

Сейчас в ЕС активно внедряют многократное наполнение и повторное использование тары для обеспечения оборота ресурсов. Как это работает? Упаковка не сразу идет на переработку (о помойке даже не упоминаем, поскольку это не относится к циркулярной экономике), а проходит максимально допустимое и безопасное количество циклов использования. Для этого и запускают DRS.

Депозитно-возвратные системы успешно работают

По оценкам Global Plastics Policy Centre, к 2025 году в мире будут работать 59 DRS для сбора и повторного использования многоразовой упаковки, а также для переработки одноразовых емкостей для напитков. Ожидается, что DRS будут доступны 0,5 млрд человек. В каждой стране – свои особенности функционирование DRS: разные структуры и управление системой, разные суммы депозитов и типы упаковки.

Украина может использовать иностранный опыт. Контекст жизни в каждой стране или общине может влиять на спрос на те или иные экологические решения и на то, как их следует усовершенствовать с учетом потребностей и возможностей жителей. Больше о выгодах от внедрения DRS – в пособии Zero Waste Alliance Ukraine.

Возрастет ли финансовая нагрузка на бизнес

На старте без затрат не обойтись. Средства пойдут на закупку емкостей, моющих мощностей, отладку логистики. Однако чем более разветвленная система, тем меньше она нуждается в инвестициях, а следовательно, быстрее окупится.

Это вклад в изменения, которые все равно ждут ритейлеров. Для любых изменений законодательство предлагает переходный период. В случае с DRS в Евросоюзе – это пять лет. В Украине, может, не в столь близкие сроки, а, скажем, в течение десяти лет для определенных секторов вполне возможно перейти к многократной упаковке.

Пока есть возможность делать это постепенно, воспитывая среди людей культуру повторного использования. Реюз-рефил-практики следует вводить крупным игрокам потребительского рынка. Бизнес может протестировать разные решения и выбрать то, что наиболее подходит его сегменту товаров и услуг, то, что отзовется целевой аудитории.

Защита окружающей среды актуальна

Общественность должна активно вовлекаться в экологический процесс. Малыми шагами появляются большие перемены. Нужно начинать с себя: уменьшать количество отходов в собственных домах. Попробуйте одноразовые вещи заменить многоразовыми, а если отходы образуются, сортируйте их и отдавайте на рециклинг.

Общества совместно с бизнесом должны обеспечить раздельный сбор отходов упаковки. Параллельно следует повышать экологическое сознание населения, объяснять, почему реюз и рефил – это в том числе про экономию наших средств.

Только объединив усилия, государство, бизнес и общественность реформируют систему обращения с отходами самым целесообразным способом. Безопасно, экономично и экологически выгодно для всех.