Лахти - город на юге Финляндии, недавно объявленный зеленой столицей Европы. Действующая стратегия развития рассчитана до 2030 года и включает такие амбициозные цели, как углеродная нейтральность в 2025 году, сокращение выбросов парниковых газов на 80% по сравнению с 1990 годом, построение циркулярной экономики, где максимум отходов перерабатывают и повторно используют. Экологическая стратегия Лахти непосредственно показана в Генеральном плане и Плане устойчивой городской мобильности. Более сотни активных мероприятий городские власти внедряют уже сегодня, чтобы завтра добиться желаемых целей.

Составляющей комплексного подхода власти Лахти является эффективное использование всех ресурсов. Например, за несколько лет они снизили потери воды в водопроводе до 7% (сравните с Киевом, где потери составляют 40%). Благодаря целеустремленности и последовательности жители Лахти создали чудо - одно из самых грязных озер Финляндии Весиярви сделали кристально чистым. После длительного промышленного загрязнения и размножения цианобактерий водоем восстановили и это стало пилотным проектом для других подобных мероприятий по всей стране.

Особое внимание уделяет власть преодолению шумового загрязнения. Ведь шум рядом с грязным воздухом и водой, засильем автотранспорта и дефицитом зеленых зон снижает качество жизни людей. Лахти стремится быть тихим городом, почти половина его населения проживает в районах с невысоким уровнем шума. Для этого, в частности, внедряют новые звукоизоляционные строительные технологии и устанавливают шумопоглощающие экраны. Муниципалитет делает ставку на развитие велосипедного транспорта. Активно строят новые велосипедные и пешеходные дорожки, а старые обновляют.

Город разработал неслыханный до сих пор механизм персональной углеродной торговли (Personal Carbon Trading). Жители получают льготы и преференции (транспортные билеты со скидкой или услуги по ремонту велосипедов) за то, что они выбирают транспорт, который не вредит окружающей среде. Водители могут также присоединиться, сокращая количество и дальность своих поездок. Все это отслеживается в специальном мобильном приложении.

Проект из углеродистой нейтральности, реализующей Лахти - это пример эффективного взаимодействия власти и общества. Муниципалитет не просто выдает какие-то приказы, а создает условия для уменьшения углеродного следа в каждой семье. Это так называемая акция "Образ жизни на 1,5 градуса". В специальном мобильном приложении вносят объемы выбросов от каждого вида деятельности, что помогает людям сориентироваться и уменьшить свой вклад в климатические изменения. В результате уже в первые годы реализации проекта углеродный след жителей Лахти снизился на 9%.

Также город первый в Финляндии, который полностью отказался от угля. Вместо старой электростанции построили новую биоэнергетическую установку, работающую на отходах лесопромышленности и твердых бытовых отходах (99% ТБО города, кстати, перерабатывается). Все сооружения в Лахти прошли энергоаудит и получили инвестиции для внедрения энергосберегающих технологий.

А еще в Лахти действует уникальный экопроект - "экологические дедушки и бабушки". Это когда люди старшего возраста в детских садах и начальной школе разъясняют детям потребность в защите окружающей среды. Он дает колоссальный эффект, потому что осознание важности мирного сосуществования с природой закладывается в ранние годы и остается с человеком на всю жизнь.

На другом конце Европы честь быть зеленой столицей континента заслужил Лиссабон. Это первый город, подписавший Пакт мэров по вопросам климата в 2008 году. Именно тогда во время острого финансового кризиса власть взяла курс на экологизацию, хотя такой выбор сначала остро критиковали. Но сегодня ясно, что он был правильным. Город разработал муниципальный план действий, реализация которого помогла снизить выбросы CO2 на 42%, а количество зеленых насаждений увеличить на 18%. Ключевым стал адаптивный подход - все сферы жизнедеятельности города теперь адаптируются под климатические изменения.

Революционным является Генеральный план развития 2012 года. Тогда изменили зонирование территории, предусмотрели так называемые зеленые коридоры, пронизывающие весь город, сделали акцент на развитии велотранспорта (только за 2017-й количество велосипедов выросло на 700%) и пешеходных зон, улучшили общественный транспорт. Лиссабон создал одну из крупнейших в Европе сеть зарядных станций для авто и электровелосипедов (они больше подходят для гористой местности) - 5,4 устройства на квадратный километр. Собственный автопарк муниципалитета более чем на 90% состоит из электрокаров, наращивают парк электробусов.

Также муниципалитет инвестирует большие средства в строительство трамвайной сети, как наиболее экологической. За последние годы на 18% больше людей начало ходить пешком и ездить на велосипеде, а количество зарегистрированных авто существенно снизилось. 30 городских площадей активно реконструируют и расширяют, чтобы дать пешеходам больше пространства. В 2011 году в Лиссабоне создали первую зону низких выбросов (охватывает 30% города), куда въезд для старых авто ограничен и действует приоритет для пешеходов.

Власть поставила амбициозную цель - к 2030 году наладить систему очистки сточных вод так, чтобы до 20% их можно было использовать повторно. Большие городские парки уже сейчас орошаются такой водой. А модернизация водопровода позволила снизить потери влаги во время транспортировки на 50%. Существует эффективная система мониторинга прорывов, которая позволяет начать ремонт за 15 минут после его обнаружения.

85% жителей Лиссабона живут не далее, чем в 300 метрах от зеленых зон. И при этом количество деревьев постоянно растет. В 2012 году появился первый зеленый коридор деревьев и кустов, соединивший центр города с пригородным парком Монсанто. Теперь их обустройства в разных частях города стало трендом. Такие зеленые коридоры - идеальное место для сохранения биоразнообразия и прогулок. Расширяют площади зеленых лугов, которые почти не требуют полива и при этом поглощают углерод и азот.

Огромной победой чистой окружающей среды стала санация устья реки Тежу (Тахо), которое было когда-то грязным и токсичным, а теперь туда вернулись дельфины и 250 видов водных птиц.

Интересной идеей лиссабонцев является развитие так называемых дачных садов. Небольшие земельные наделы власть дает в пользование людям, которые выращивают там экологически чистые овощи и фрукты. Сейчас в проект уже участвуют 750 семей, учащиеся школ и различные общественные объединения.

К 2050 году столица Португалии стремится достичь нулевых выбросов парниковых газов в атмосферу. Для этого внедряют новые стандарты энергоэффективности в строительстве, реализуют проект "Солнечный город" по удвоению использования энергии солнца, модернизируют энергопотребления исторических зданий без потери их подлинности. Каждый житель Лиссабона через систему E-Nova может оценить солнечный энергетический потенциал своего дома и, соответственно, пошагово спланировать его модернизацию.

Город успешный в сфере обращения с отходами: лишь 2,5% хлама вывозят на свалки. Остальные сжигают и перерабатывают. Ранее существовала большая проблема с отходами в историческом центре Лиссабона, но ее решили благодаря замене стационарных урн на мобильные и созданию сети подземных перерабатывающих станций. Между жителями бесплатно распределили 2,3 тыс. дворовых компостеров, что значительно упростило утилизацию отходов.

Итак, на примере португальского Лиссабона и финской Лахти мы видим, как продуманная экологическая стратегия воплощается в жизнь. Для этого нужна воля власти города, постоянная коммуникация с жителями, комплексный подход ко всем проблемам с приоритетом окружающей среде и адаптации города к климатическим изменениям.