Структуру конечного энергопотребления Украины можно разделить по трем категориям: электроэнергия (29%), тепловая энергия (52%) и транспорт (19%). Производство тепловой энергии требует более половины общего потребления энергии. Аналогичная картина и в большинстве стран ЕС. Очевидно, что без декарбонизации теплоснабжения, как и транспорта, общие планы стран по декарбонизации и перехода к ВИЭ выполнить будет невозможно.

Статистика и планы ЕС

Всего в ЕС ВИЭ составляли 22,1% от энергии для отопления и охлаждения. Эта доля постоянно растет, например, в 2014 году она составляла 12%. Среди лидеров — Швеция, Латвия, Финляндия, и Эстония, которые имеют показатель более 50%. Показательно, что страны-лидеры по развитию возобновляемого тепла, занимают и ведущие позиции по развитию ВИЭ в целом. Показатель Украины — 9% в 2019 году — не слишком почетное пятое место с конца. Возобновляемое тепло в Европе более чем на 80% производится из биомассы. Все остальные ВИЭ (тепловые насосы, солнечная тепловая энергия, тепло из бытовых отходов) составляют остаток.

 

Доля ВИЭ в системах отопления и охлаждения ЕС.

ЕС планирует ускорения в секторе возобновляемого тепла. Так, согласно RED II Директивы 2018/2001 Европейского парламента и Совета запланировано увеличение доли ВИЭ в теплоснабжении и охлаждении в среднем на 1,3% в год до 2030 года. Более 75% этого роста должно произойти в системах централизованного теплоснабжения (ЦТ). То есть, в 2030 году доля ВИЭ в системах отопления и охлаждения должна составлять уже более 36%.

Для обеспечения этого роста в директиву введена норма об установлении обязанности для операторов систем ЦТ подключать поставщиков тепловой энергии из ВИЭ или сбросного тепла от независимых производителей (третьих сторон) на основе недискриминационных критериев. Отказ в подключении и приобретении тепла из ВИЭ от третьих сторон возможен только в случаях:

  • система не имеет необходимой емкости через уже имеющуюся высокую долю тепла из ВИЭ, сбросного тепла или произведенного высокоэффективной когенерацией;
  • тепло от третьих сторон не отвечает техническим условиям, необходимым для подключения и обеспечения надежной работы систем ЦТ;
  • оператор может продемонстрировать, что предоставление доступа приведет к чрезмерному повышению цены для конечных потребителей.

Что у нас?

По данным Энергетического баланса доля ВИЭ в системах отопления в 2019 году составляла 9,0%. Имеет место определенное замедление сектора из-за нерешенности ряда проблем:

  • неразвитость рынка твердых биотоплив, отсутствие биотопливной биржи;
  • проблемы с подключением третьих сторон к тепловым сетям ЦТ;
  • уплата котельными и ТЭЦ/ ТЭЦ на биомассе налога на выбросы СО2.

Доля и объем потребления ВИЭ в системах отопления и охлаждения Украины в 2019 году

Новые риски для теплоснабжения Украины

К сожалению в последнее время в Украине появились новые риски для сектора теплоснабжения:

  1. Высокие цены на природный газ даже после завершения отопительного сезона. Цена в мае 2021 оказалась почти максимальной за последние три года.
  2. Прогнозы на дальнейший рост цен на природный газ. Всемирный банк прогнозирует их рост еще в 2,5 раза в ЕС к 2030 году, по сравнению с 2020-м.
  3. Отмена специальных обязанностей (ПСО) по продаже природного газа предприятиям теплоснабжения (ТКЭ) с 20 мая 2021 года. То есть, в новый отопительный сезон ТКЭ войдут с полностью коммерческими ценами на газ, что соответственно приведет к существенному повышению тарифа на тепловую энергию, поскольку в его структуре около 70% это топливная составляющая.
  4. Риск прекращения транзита через территорию Украины российского газа после 2024 года. В этой ситуации возникают риски прекращения или существенного ограничения поставок газа в отдельные регионы страны.

Тренды на декарбонизацию, согласно которым новые проекты по добыче природного газа не будут поддерживаться в странах ЕС. Кроме того, постепенное повышение налогообложения СО2 также будет способствовать повышению стоимости природного газа для потребителей. Например, цена природного газа возрастает почти в 1,5 раза: с 200 до 294 Евро/1000 м3 при налогообложении в 50 евро/т СО2 экв. Практически такой же уровень стоимости выбросов СО2 достигнут уже сегодня во внутренней системе торговли выбросами ЕС. Постепенно Украина также будет повышать это налогообложение до уровня ЕС. Этому активно будет содействовать механизм корректировки стоимости углерода (CBAM), которые планируют запустить в ЕС с 2023 года.

Что в этой ситуации делать Украине?

Один из путей, который может существенно улучшить ситуацию, — широкое привлечение для теплоснабжения в Украине биомассы и твердых биотоплив. В частности, необходимо:

  • Внедрение системы электронной торговли твердым биотопливом (биотопливной биржи). Соответствующий проект закона уже несколько лет согласуется министерствами.
  • Установление обязанности для операторов систем ЦТ подключать поставщиков тепловой энергии из ВИЭ от независимых производителей на основе недискриминационных критериев, как этого требует европейская директива RED II 2018/2001.
  • Внедрение конкуренции в системах централизованного теплоснабжения.
  • Отмена уплаты налога на выбросы СО2 котельными, ТЭС/ТЭЦ на биомассе и биогазе.
  • Обеспечение квот для проектов на биомассе и биогазе на аукционах по поддержке объектов на ВИЭ, что должны начать свою работу в 2021 году, на уровне не менее 200 МВт/год. Значительная часть этих объектов будет построена как ТЭЦ и отпускать тепловую энергию дешевле, чем стоит тепловая энергия из газа.
  • Принятие проектов законов №5227 и 5228 от 03.2021, направленных на стимулирование выращивания энергетических растений.
  • Принятие проекта закона №5464 от 05.05.2021, направленного на стимулирование производства биометана в Украине.
  • Повышение тарифа за обработку твердых бытовых отходов до экономически обоснованного уровня, что позволит привлечь ТБО для производства тепловой и электрической энергии.

Внедрение этих мероприятий позволит не только стабилизировать ситуацию с теплоснабжением, а и снизить тариф на тепловую энергию для конечных потребителей на 15-20%.