Недавно из Офиса Президента Украины уволили Ростислава Шурму, который, похоже, был причастен к генерации решений не только в энергетике, но и в лесном хозяйстве. Также назначена новая министр окружающей среды, которой подчиняется Гослесагентство и в ведении которой находится ГП "Леса Украины".

Информационный вакуум после новых назначений привел к тому, что в социальных сетях многие противники реформ набросились на руководителя крупнейшего лесного хозяйства "Леса Украины" Юрия Болоховца и уже "смакуют" его увольнением, "потому что много положительных изменений провел", "потому что не было совместной встречи с новоназначенной министром Светланой Гринчук" и т.д.

Что уже сделано для лесной отрасли, а что нет?

Если не прибегать к эмоциональным оценкам, а объективно сравнить периоды развития лесной отрасли до широкомасштабного вторжения и уже после него, то необходимо обратить внимание на тектонические сдвиги в отношении основных проблем, которые не решались десятилетиями. К примеру.

1. Вместо старой и неэффективной "колхозной" системы хозяйства, при которой каждый лесхоз был источником коррупции как для местных элит, так и чиновников, создано современное ГП "Леса Украины" с прозрачным рынком древесины.

В прошлое канули безнаказанный дерибан лесных ресурсов и имитация рыночных отношений. Сегодня в свободном доступе продается столько древесины, сколько нужно любому потребителю. А главное – по одинаковым правилам для всех.

2. Прекращена одна из самых масштабных схем так называемой "государственной переработки леса" уже бывшими лесхозами.

3. Внедрены цифровые инструменты, такие как фотофиксация древесины. Вывозимые из леса бревна фотографируются, поэтому их трудно "оформлять" "дровами", которые значительно дешевле дорогого делового сырья, или осуществлять два-три рейса под один комплект сопроводительных документов и т.д. (ТТН-лес).

Также введен электронный сертификат происхождения, минимизирующий контакты с чиновниками, следовательно, исчезает человеческий фактор и коррупционная составляющая как таковая.

Впрочем, самым большим провалом последних лет можно назвать несостоятельность депутатов закрепить на законодательном уровне цивилизованный и прозрачный рынок древесины. Ненадежность подзаконных актов и нечеткого законодательного регулирования состоит в том, что в любой момент по политической воле можно "откатить" реформы назад.

На что следует обратить внимание новому руководству Минприроды?

Чтобы устранить многолетнюю коррупционную составляющую и человеческий фактор:

– Необходимо продолжить курс на тотальную цифровизацию лесного хозяйства.

– Дать честный ответ на актуальную проблему: будут ли выведены многомиллиардные "закрытые" тендеры по заготовке леса в открытое пространство и будет ли сформирован цивилизованный и конкурентный рынок таких услуг?

– Активизировать со стороны правительства вопрос о необходимости принятия специального закона "О рынке древесины". Конкретно законодательным актом должно быть определено как формируются лоты с древесной породой, роль в этом процессе бирж (посредников), закреплены права и интересы как продавцов, так и покупателей лесных ресурсов. А главное, чтобы были заложены принципы прозрачного использования древесины и равного доступа к такому ресурсу всем желающим.

– Завершается вскоре мораторий на экспорт леса-кругляка, как сосновых пород, так и дуба (широколиственных пород). Уже необходимо проводить разъяснительную, агитационную и нормотворческую работу, чтобы продлить сроки моратория. Ведь благодаря этому лесная отрасль превратилась из сырьевой в одну из отраслей с наиболее глубокой переработки. Именно в таких условиях создается продукция с большой добавленной стоимостью и приносит колоссальное развитие экономике в условиях войны.

– Формируется наблюдательный совет для государственного специализированного лесного предприятия "Леса Украины". Последний может обеспечивать постоянство и последовательность как по охране и уходу за лесами, так и по дальнейшему использованию древесины. От ее качественного состава зависит не только судьба нынешних достижений, будут ли они сохранены и развиты дальше, но и в целом то, станет ли лесная отрасль опорной для развития экономики или останется в коррупционных десятилетних сетях.

– Почему-то остановлена ​​продажа (приватизация) "деревообрабатывающих цехов" бывших лесхозов, активно вовлекавшихся в многомиллиардную схему так называемой "государственной переработки" леса. Вопрос почему?

Вместо выводов

Важно сконцентрировать внимание на дальнейшей тотальной цифровизации отрасли, автоматизации управленческих, хозяйственных, организационных процессов, развитии прозрачного и открытого рынка древесины. Пока остаются без ответа следующие вопросы:

1. Куда направят лесную отрасль и что будет с реформами?

2. Будет ли продолжаться курс предшественников на положительные изменения лесного хозяйства или будет ли начата собственная программа действий? Если да, то какая?

3. Что ожидать деревообрабатывающему, мебельному бизнесу, экологам и общественности в ближайшее время?

4. Будет ли у нас закон "О рынке древесины"?

5. Будет ли продлен мораторий на экспорт леса-кругляка и т.п.?

Ответы на эти и другие вопросы важны, потому что от этого зависят настроения инвесторов и дальнейшие инвестиции в переработку древесины.

Также от них зависит, состоится ли реванш "старой лесной гвардии" и бенефициаров многомерной коррупции или же наоборот – темпы реформы лесной отрасли не только сохранится, но и удвоятся?