При этом в этих законодательных инициативах содержатся неоднозначные предложения, которые могут нивелировать все вышеупомянутые положительные новации. Речь идет о повышенных требованиях к содержанию отчетов по ОВД, которые приведут как к увеличению сроков осуществления ОВД, так и будут создавать основания для предвзятого отношения со стороны органов власти.
В соответствии с действующим законодательством и с учетом практического опыта бизнеса, процедура ОВД длится не менее 120 календарных дней.
Условно процедуру ОВД можно разделить на 6 основных этапов: 1) внесение сообщение в Единый реестр, 2) публикация сообщения в СМИ и его размещениt в публично доступных местах, 3) подготовка отчета по ОВД, 4) внесение отчета в Единый реестр и объявление о начале общественного обсуждения такого отчета, 5) ознакомление общественности с отчетом из ОВД и прием замечаний, 6) подготовка и обнародование отчета об общественном обсуждении и выдача заключения по ОВД.
Законопроектами №5766 и №5766-1 изменения в процедуру ОВД вносятся на четвертом этапе.
Так, предлагается ввести предварительный анализ отчета по ОВД в течение 15 дней, в результате чего Минприроды определять необходимость или отсутствие необходимости предоставления предприятием дополнительной информации к отчету по ОВД. При этом совершенно оправдана необходимость предоставления дополнительной информации в случае обнаружения ошибок в отчете по ОВД, которые могут существенно изменить результаты ОВД, отсутствия информации по одному или более разделами отчета по ОВД или предприятием не выполнены в полном объеме условия по объему исследований и уровня детализации — то есть в случае несоблюдения действующего законодательства об ОВД. К тому же такую оценку соответствия можно было бы сделать в течение 3 дней.
Между тем авторы предлагают оценивать достаточность представленной в отчете по ОВОС информации за счет других критериев, которые не предусмотрены действующим законодательством, а вот сбор такой информации может длиться годами. Например, данные о влиянии на биоразнообразие, особенно на территориях Изумрудной сети, требует проведения большого объема исследований, что требует временного промежутка для выполнения и увеличение финансирования инвестиционного проекта.
По большому счету, такого рода исследования, при условии принятия законопроектов №5766 и №5766-1 в текущей редакции, переводятся государством на бизнес.
К слову, подобные требования есть в Общих методических рекомендациях по подготовке отчета по ОВД, которые были разработаны и утверждены Минприроды в начале этого года. Документ имеет сугубо рекомендательный характер, но предлагаемыми законопроектами некоторые его противоречивые положения предлагается легализовать.
Еще на этапе разработки рекомендаций представители Европейской бизнес-ассоциации обращали внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством об охране окружающей природной среды, функции организации и осуществления мониторинга состояния окружающей среды и обеспечение доступа к экологической информации возложена на соответствующие органы государственной власти. Фактически такая информация должна быть в наличии в территориальных органах государственных областных администраций или органах местного самоуправления. Однако, как отмечают компании, запрашиваемая информация является нерелевантной или некорректной и иногда ее получить невозможно ввиду отсутствия данных.
То же самое касается и предложения предоставлять дополнительную информацию о влиянии планируемой деятельности на территории природно-заповедного фонда, другие природоохранные территории, определенные для сохранения соответствии с международными договорами - территории так называемой Изумрудной сети. Во-первых, получение такой информации бизнесом самостоятельно невозможно, ведь компании не имеют права осуществлять любые исследования на территориях, которые им не принадлежат либо не находятся в пользовании. Во-вторых, сейчас в Верховной Раде Украины рассматривается законопроект №4461, который должен комплексно урегулировать вопросы управления территориями Изумрудной сети, которые на сегодня юридически никак не определено.
Таким образом, предложенные законопроектами №5766 и №5766-1 изменения могут не только создать условия для увеличения сроков осуществления процедуры ОВД до 3 лет, но и увеличить риски злоупотреблений при принятии решений со стороны уполномоченных органов государственной власти различных уровней. А это, в свою очередь, прямая угроза инвестиционному климату. Кстати, реальные инвестиции прямых инвесторов в украинские предприятия составили лишь 744 млн долларов, что является рекордно низким показателем с 2014 года, без учета прошлогоднего кризиса.
Поэтому Европейская бизнес-ассоциация обращается к парламентариям с просьбой внести изменения в законопроекты с соблюдением баланса интересов всех заинтересованных сторон для обеспечения экономического и устойчивого развития государства.