Особый интерес у международного сообщества вызывает механизм углеродной корректировки импорта (Carbon border adjustment mechanism, или СВАМ), который, в частности, содержит немало интересного для Украины.
По предложению Еврокомиссии, на начальных этапах механизм будет касаться таких секторов, как цемент, железо и сталь, удобрения, алюминий и электроэнергия. То есть тех, которые приводят к выбросам большого объема парниковых газов и находятся под риском "утечки углерода". В будущем ЕС будет рассматривать расширение списка, но в любом случае к нему не могут попасть товары или сектора, которые не входят в европейский СТВ.
СВАМ будет иметь форму условной системы торговли выбросами, о чем неоднократно звучало ранее, и отличаться от нее только в некоторых моментах. Импортеры, подобно производителям в ЕС, должны будут покупать сертификаты на выбросы, цена которых будет определяться как средняя цена на разрешение в европейской СТВ за неделю до дня покупки. Но объем этих сертификатов не будет ограничиваться, как это делается в СТВ, поскольку это бы составило ограничения в торговле.
Хотя СВАМ теоретически мог бы ускорить декарбонизацию электроэнергии в Украине, он вряд ли будет иметь сильный эффект на отдельных производителей. Углеродоемкость экспорта электроэнергии будет исчисляться на основе среднего показателя в сети, поэтому для индивидуальных производителей он не создаст дополнительный стимул сокращать выбросы от генерации. Ведь большую долю в электроэнергетическом миксе Украины занимает атомная генерация (51% в 2020 году), также возросла доля возобновляемых источников (12%).
Что касается украинской промышленности, то СВАМ создаст инициативы по сокращению выбросов теми производителями, которые используют нефть и природный газ в производственных процессах таким образом, что приводит к выбросам парниковых газов (Scope 1) и экспортируют продукцию в ЕС. Однако для тех, кто использует энергию, производимую третьими лицами ископаемых топлив (Scope 2), дополнительных стимулов не будет. Со временем это может измениться и сфера СВАМ может расшириться на косвенные выбросы, поэтому важно отслеживать развитие данного регулирования в средне- и долгосрочной перспективе.
На трехлетний период (2023-2025гг.) может быть введен переходный период, в течение которого импортеры будут отчитываться ежеквартально по выбросам импортируемых товаров и ценах на СО2, которую они заплатили в своей стране. Однако не нужно будет покупать сертификаты. То есть такой период будет иметь целью скорее сбор данных и ознакомление импортеров с системой, а покупать их предлагают начиная с 2026 года.
Было несколько моментов, особенно интересных для Украины. Так, было отмечено преданность стран, входящих в Энергетическое Сообщество или тех, которые имеют Соглашение об ассоциации с ЕС, политикам с декарбонизации. Со временем это должно привести к установлению в таких странах цены на СО2, сопоставимой с европейской, или же к участию в СТВ ЕС. При наступлении в обоих случаях СВАМ не будет выплачиваться импортерами. Положительным моментом является учет позиции украинской рабочей группы, но пока это лишь часть преамбулы. Дальнейшими шагами может быть проведение консультаций относительно включения такого положения в основной текст регулирования с целью учесть усилия таких стран и снижения стоимости СВАМ для других секторов, кроме электроэнергии.
Ситуация с сектором электроэнергии заслуживает отдельного внимания. В предложении Еврокомиссии было отмечено, что присоединение третьих стран к электроэнергетической сети ЕС является важным для декарбонизации их систем, поскольку дает возможность эффективно интегрировать источники возобновляемой энергии, лучше балансировать спрос и предложение и повышать энергетическую безопасность.
К тому же для тех стран, которые присоединятся к ENTSO-E, ЕС будет искать техническое решение по уплате импортерами электроэнергии по механизму СВАМ. Если такое решение не будет найдено вовремя, импортеры временно будут освобождаться от механизма, но не позднее чем до 2030 года. Это особенно важно для Украины, которая планирует интегрировать свою сеть с европейской в 2023 году.
Однако для предоставления исключения есть ряд условий — среди них наличие в страны дорожной карты по приведению цены на выбросы до уровня европейской, а также обязательства достичь климатической нейтральности до 2050 года и привести законодательство в соответствие к регулированию ЕС в сферах окружающей среды, климата, энергии и конкуренции. Многие из возможных условий Украина уже выполняет, но есть и над чем работать — например, над введением СТВ или разработкой дорожной карты.
В предложении была отмечена готовность ЕС помогать странам с низким и средним уровнем доходов в их усилиях по декарбонизации производства. Это возможность, которой могла бы воспользоваться Украина. В то время как роль правительства заключается в посредничестве между частным сектором и ЕС и создании соответствующих инициатив, ключевую роль в модернизации промышленности играет сам бизнес. Ведь в любом случае средств от эконалога будет недостаточно для покрытия необходимых расходов. Поэтому необходимые стратегические изменения в деятельности предприятий, максимально возможное привлечение собственных средств и поиск инвестиций. Наступает время, когда расходы на экологичность товаров становятся необходимостью, но также и возможностью для того, чтобы не только сохранить, но и нарастить долю на зарубежных рынках.
Итак, предложение Еврокомиссии продемонстрировало, что впереди много работы — как у украинского правительства, так и у бизнеса. Необходимы дальнейшие консультации с Европейской Комиссией и Парламентом по учету позиции Украины по ряду пунктов, а именно обеспечению исключения для сектора электроэнергии, формулировке положений в финальной версии регулирования таким образом, чтобы был определен уровень эквивалентности национальных климатических политик европейским и для других секторов, согласования приемлемой даты климатической нейтральности с учетом национального контекста, то есть не позднее 2060 года, а не 2050-го. С запуском системы мониторинга, отчетности и верификации и получением первых данных от операторов правительство должно начать активную работу по разработке украинской системы торговли выбросами, а также дорожной карты по приведению цены на выбросы до европейского уровня.
Кроме этого, ЕС должен определиться с тем, куда будут направляться поступления от СВАМ - или общий бюджет ЕС, или покрытие административных расходов на СВАМ, или расход на собственную декарбонизацию. Возможной статьей расходов является помощь третьим странам, которые больше всего пострадают от углеродного сбора. Такую позицию должна активно коммуницировать Украина.