Именно таким видом топлива является природный газ. Уже сегодня страны Европейского Союза активно замещают уголь природным газом.
Чрезвычайно важными являются показатели выбросов СО2. Природный газ вдвое эффективнее и чище, чем уголь. Исследования ведущих международных агентств свидетельствуют, что спрос на традиционный природный газ в ближайшие годы останется стабильным и даже будет расти. Страны понимают, что необходимо удерживать баланс между экологией и экономикой, необходимо развивать и обеспечивать как экологическую, так и энергетическую безопасность. Без использования экологически чистого вида топлива этого достичь невозможно.
В странах Европейского Союза, несмотря на уже довольно теплую летнюю погоду, мы видим высокие цены на природный газ, которые выше, чем даже в Украине. Во-первых, это последствия прошлогодней ситуации, когда была пандемия и газ почти не потреблялся промышленностью. Начиная с осени прошлого года использование газа начало увеличиваться. Во-вторых, это связано с использованием газа для декарбонизации экономики. Поэтому спрос на газ остается стабильным.
По данным Государственного реестра углеродных единиц, доля выбросов СО2 именно нефтегазового сектора составляет 1,1%. Для сравнения: энергетика – это более 50%, транспорт – чуть больше 20%. В то же время нефтегазодобывающие компании обеспечивают более 5% доходов в государственный бюджет. Понимая необходимость как декарбонизации, так и развития новейших технологий, необходимо поддерживать баланс между интересами экономики и развития отраслей и экологией.
Все отмечают необходимость снижать выбросы СО2. И мы поддерживаем этот тезис. В то же время при осуществлении добычи газа непосредственно в самих молекулах газа находится определенный процент СО2, который в дальнейшем используется населением и промышленностью. Каким же образом уменьшить эти показатели? Сейчас в Украине отсутствует как законодательное, так и техническое урегулирования вопроса СО2, и это нужно решать. Мы понимаем, что можно убрать СО2 из молекулы газа, однако куда его девать?
Есть несколько путей решения этого вопроса. Во-первых, диоксид углерода можно использовать для того, чтобы создавать новые вещества. Например, синтетические газы. В частности, СО2 можно использовать для производства метанола, который сейчас де-факто в основном импортируется из Беларуси и РФ. То есть запуск проектов по утилизации и использованию СО2 может дополнить нашу экономику и положительно повлиять на нашу национальную валюту.
Во-вторых, это возможность закачки углекислого газа в пласт. То есть природный газ добывается, из него выделяют СО2, а потом его снова возвращают в недра. Такие проекты успешно реализуются в мире. Они стоят миллиарды долларов. Например, подобный проект осуществляется в Норвегии, где при поддержке государства и крупнейших компаний в море создаются хранилища для СО2. К слову, Норвегия является экспортером газа, и именно газ является ключевым для развития ее экономики. Она не останавливает и даже не уменьшает добычу экологически чистого ресурса, а наоборот – создает условия для того, чтобы сохранить газодобычу и нарастить ее.
Третьим направлением является использование СО2 промышленностью с помощью различных технологий, существующих в мире.
Экология и экономика чрезвычайно связаны между собой, поэтому необходимо сохранять и обеспечивать баланс интересов экономики и экологии.