В три раза возрастут расходы: озвучены риски для ГМК из-за увеличения эконалога

В три раза возрастут расходы: озвучены риски для ГМК из-за увеличения эконалога Shutterstock

Романа Слисар

Аналитики уверены: механизм использования эконалога через госбюджет неэффективен и не решает экологические проблемы

Из-за увеличения эконалога расходы ГМК вырастут минимум в три раза, а это ухудшит возможности предприятий инвестировать в экологическую модернизацию.

Об этом говорится в материалах исследования аналитиков GMK Center.

"Информационно-аналитический центр GMK Center оценивает увеличение расходов предприятий горно-металлургического комплекса как минимум в 3 раза – с 462 до 1396 млн грн", – говорится в сообщении.

Как отмечается, соответствующие последствия повлечет за собой принятие Верховной Радой законопроекта №5600 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений".

"Расчет учитывает рост ставок налога на СО2 и размещения отходов железорудной промышленности. Рассчитать сумму налога за сброс загрязняющих веществ в водные объекты невозможно: ставка налога дифференцирована в зависимости от загрязняющих веществ, которые сбрасываются", – отмечается в сообщении.

В частности законопроект №5600 предлагает повысить такие ставки экологического налога:

  • за сброс загрязняющих веществ в водные объекты – в 1,6 раза в текущем году с постепенным повышением в 8 раз к 2029 году;
  • за выбросы СО2 в атмосферу с 10 грн т до 30 грн/т;
  • за размещение отходов предприятий горной промышленности - с 0,49 грн/т до 1,50 грн/т.

По данным специалистов GMK Center изменения в законодательство будут следующие последствия:

  • сумма налога за выбросы СО2 металлургическими предприятиями увеличится в 3 раза – до 894 млн грн;
  • сумма налога за размещение отходов железорудной промышленности возрастет в 3,1 раза – до 502 млн грн.

Как отмечается, рост экологических налогов ухудшит возможности предприятий инвестировать в экологические проекты.

"Предприятия инвестируют за счет собственных средств, а государство намерено изъять часть этих средств в госбюджет и местные бюджеты", – уточняется в исследовании.

К тому же действующий механизм распределения и использования экологического налога через госбюджет и местные бюджеты неэффективно, поскольку не дает возможности решать экологические проблемы.

"В 2020 году металлургические компании перечислили в бюджет 298 млн грн налога за выбросы СО2. Железорудные предприятия заплатили 164 млн грн налога за размещение отходов", – говорится в сообщении.

По мнению экспертов, первоочередной целью внесения изменений в действующее законодательство в части эконалога должно быть не повышение его ставок, а обеспечение целевого использования средств, поступающих от уплаты эконалога. В том числе – создание экономических механизмов для инвестирования в экологическую модернизацию предприятий.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что ГМК покрывает почти половину расходов на экологию в Украине.

Также сообщалось, что, по оценкам экспертов, повышение налоговых ставок на промышленное загрязнение приведет к закрытию ряда предприятий. Представители бизнеса заявляли, что вместо увеличения налоговых ставок государство должно стимулировать модернизацию производства путем налоговых каникул и льготного кредитования.

Читайте также
Трамп "потопил" историческую попытку ЕС обложить налогом выбросы от морских перевозок
Трамп "потопил" историческую попытку ЕС обложить налогом выбросы от морских перевозок

Парниковые газы от судоходства составляют 3% от мировых выбросов углерода

Украинский бизнес уплатил более 4 млрд грн экологического налога
Украинский бизнес уплатил более 4 млрд грн экологического налога

Предприятия уплатили на 300 млн грн больше эконалога, чем в прошлом году

Запорожские предприятия перечислили в бюджет 275 млн грн экологического налога
Запорожские предприятия перечислили в бюджет 275 млн грн экологического налога

Через действие эконалога бюджеты получили дополнительные средства на внедрение "зеленой" политики