Ближайшие планы Минэкономики по окружающей среде: к чему готовиться промышленникам и природозащитникам

Ближайшие планы Минэкономики по окружающей среде: к чему готовиться промышленникам и природозащитникам shutterstock
Анна Великая

В этом, как и в предыдущем профильном ведомстве, также решили "не замечать" системную коррупцию в лесной отрасли

После воодушевленного отчета об успехах объединенного Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства за первые 100 дней работы его руководитель Алексей Соболев дал первое большое интервью на новой должности. В нем, в частности, он рассказал о ближайших планах работы его ведомства в экологической сфере и о проблемах, которые, по его мнению, необходимо решать в первую очередь.

ЭкоПолитика решила проанализировать, насколько выдержан баланс между экономикой и экологией в планах, озвученных министром.

Цель №1 – "Экологизация" экономики

По словам Алексея Соболева, она предусматривает увеличение количества проектов с зеленым финансированием и проведение восстановления страны по экологическим стандартам. В настоящее время министр формулирует это как стратегическую цель – без каких-либо деталей или прикладных кейсов.

Ликвидированное Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, а также общественные организации уже не первый год проводят круглые столы и другие мероприятия на тему "зеленого" восстановления, однако дело продвигается очень медленно.

И если общественные активисты больше концентрируются на концептуальных вопросах и общих принципах "зеленого восстановления", то представители бизнеса задают правительственным чиновникам более конкретные вопросы о том, откуда же взять средства на реализацию этих проектов. Только на днях первый государственный банк UGB Ukrgasbank выдал первый кредит по государственной программе удешевления "зеленых" кредитов.

Надеемся, Алексею Соболеву удастся простимулировать развитие этого направления, ведь это дало бы положительный эффект как для окружающей среды, так и для экономики.

Цель №2 – Согласование с Еврокомиссией механизма перехода к внедрению CBAM

Министр назвал конкретный срок – ближайшие три недели. Получается, что к концу ноября украинские производители наконец-то получат хоть какую-то ясность по этому жизненно важному для промышленности вопросу.

Они уже как минимум 2 года постоянно напоминают о необходимости отсрочки механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) для Украины в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Стейкхолдеры неоднократно обращались к украинскому правительству с просьбой начать наконец коммуникацию с Европейской комиссией о применении к нашей стране пункта 30.7 регламента CBAM, который предусматривает возможность исключения страны из-под действия CBAM во время действия форс-мажорных обстоятельств, к которым относится война.

В конце мая заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка заявлял, что Министерство экономики готовит официальное обращение к Европейской комиссии с просьбой начать официальные переговоры относительно отсрочки действия CBAM для Украины.

Но, как видим, прошло почти полгода, а воз и ныне там.

Также Алексей Соболев заявил, что украинские чиновники хотят отложить полноценное применение механизма углеродной корректировки импорта к Украине как минимум до 2028 года.

"Сейчас для нас в приоритете – выживание бизнеса. Далее – привлечение дополнительных инвестиций для перехода на новую систему", – говорит министр.

Цель №3 – Внедрение системы торговли выбросами (СТВ или ETS)

По словам Алексея Соболева, уже в следующем месяце министерство будет проводить консультации с бизнесом, какую модель стоит выбрать для создания СТВ: строить внутреннюю украинскую систему, постепенно ее внедрять и подключаться к европейской, либо подождать несколько лет и сразу присоединиться к тому, что действует в ЕС.

Напомним, наша страна взяла на себя обязательства по имплементации положений Директивы 2003/87/ЕС, регулирующей функционирование системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в Европейском Союзе, более 10 лет назад, когда в 2014 году подписала Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Также запуск системы торговли выбросами является одним из требований Ukraine Facility Plan.

С того момента обсуждения вокруг создания украинской СТВ все еще продолжаются. А сроки запуска пилотного этапа каждый раз переносились. И только в конце февраля Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Следующий шаг – это принятие законопроекта об основах функционирования СТВ. Глава Минэкономики прогнозирует, что документ подготовят уже к концу года и смогут принять его в первом квартале 2026 года.

Внедрение системы торговли квотами на выбросы парниковых газов – важный элемент евроинтеграции как с экологической, так и с экономической точки зрения. В идеале она должна не только помочь выполнить обязательства перед ЕС, но и создать в Украине эффективный механизм для стимулирования модернизации промышленности и, как следствие, снижения выбросов.

На острой необходимости запуска СТВ акцентируют внимание как эксперты, так и общественные организации. Так, специалисты аналитического центра GMK Center уверены, что отечественная СТВ должна быть максимально приближена к европейским стандартам, но при этом учитывать специфику Украины.

В общественной организации "Экодия" подчеркивают, что важно не допустить искусственного затягивания запуска СТВ.

"Переходный период между восстановлением обязательности мониторинга, отчетности и верификации (МЗВ) выбросов парниковых газов и запуском системы должен длиться не более трех лет", – уверены активисты.

Цель № 4 – Дерегуляция в лесной отрасли

Самой большой проблемой в этой сфере, по мнению министра, является избыточная зарегулированность, которая приводит к неполному использованию лесных ресурсов.

"Ежегодно в украинских лесах прирост составляет около 35 млн кубометров древесины, заготовка – менее 15 млн кубометров. В ЕС используют 70-90% прироста, мы – менее половины. Украинская перерабатывающая промышленность готова наращивать производство, вопрос исключительно в наличии дополнительных объемов сырья", – сказал Алексей Соболев.

Министр рассказал, что правительство сейчас обновляет лесоустроительную документацию и готовит изменения в законодательство, которые должны "сбалансировать экономические и экологические интересы и полнее использовать лесной ресурс".

То есть оцените иронию: проблемой в лесной отрасли министр считает не системную коррупцию, о которой в сентябре уже вслух на всю страну заявил директор Государственного бюро расследований Алексей Сухачев, а зарегулированность. И бороться нужно не с коррупционной вертикалью, выстроенной в ГП "Леса Украины", а с теми законодательными нормами, которые еще хоть как-то защищают украинские леса.

За декларирование намерений существенно упростить получение разрешений на вырубку леса и многочисленные совещания с деревообработчиками по этому вопросу Алексей Соболев уже получил резкую критику и предупреждение со стороны природоохранных организаций. Так, специалисты Украинской природоохранной группы напомнили министерству, что в своем ежегодном отчете о прогрессе Украины Еврокомиссия, а вслед за ней и Европарламент подчеркнули необходимость сохранения процедуры оценки воздействия на окружающую среду для рубок и введения надлежащего контроля за выдачей лесорубных билетов.

Они призвали Минэкономики прекратить работу над отменой экологических норм и с помощью природоохранной общественности разработать четкий план действий по сохранению самых ценных украинских лесов.

"Мы надеемся, что министр Алексей Соболев не захочет войти в историю как человек, который отменил все экологические достижения в лесной отрасли последнего десятилетия и открыл путь к уничтожению старых природных украинских лесов", – говорят экологи.

Цель №5 – Развитие альтернативных источников энергии

Прежде всего речь идет о биоэтаноле, биогазе и биометане. Минэкономики ищет новые рынки сбыта, ведет активные переговоры с Германией по поводу грантов для запуска генерации и применения к украинскому биометану тех же условий продажи, что и для произведенного в ЕС. О перспективности этого направления говорят как промышленники, так и ученые.

Однако при этом министерство игнорирует крупный скандал, который уже несколько месяцев продолжается вокруг другого направления альтернативной энергетики – ветрового. Весной на полонине Руна ООО "Ветропарк Турянский" начал заливать фундаменты под ветрогенераторы, не имея положительного заключения оценки воздействия на окружающую среду. При этом Государственная инспекция архитектуры и градостроительства не увидела в этом нарушения, поскольку считает фундамент не частью ветроэлектростанции, а "отдельным сооружением".

Так же не оказалось претензий к застройщику и у Государственной экологической инспекции.

Дошло даже до того, что для выяснения ситуации на Закарпатье на днях провели совместное заседание евроинтеграционного и экологического комитетов Верховной Рады. Несмотря на огромный резонанс в публичном пространстве, общественность так и не дождалась никакой коммуникации ни от ликвидированного Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, ни от укрупненного Минэкономики. Чиновники, чья работа – защищать экосистемы Карпат, продолжают делать вид, будто ничего не происходит.

Читайте также
Между сарказмом и отчаянием: как экологическое сообщество оценивает первые 100 дней объединенного Минэкономики
Между сарказмом и отчаянием: как экологическое сообщество оценивает первые 100 дней объединенного Минэкономики

Специалисты и экоактивисты предупреждают: ведомству катастрофически не удается поддерживать баланс интересов между экономикой и окружающей средой

Каковы ближайшие планы Минэкономики в отношении окружающей среды: министр рассказал подробности
Каковы ближайшие планы Минэкономики в отношении окружающей среды: министр рассказал подробности

Среди приоритетов – экологизация экономики и дерегулирование лесной отрасли

100 дней расширенного Минэкономики: как окружающая среда превратилась в статиста в экономическом театре
100 дней расширенного Минэкономики: как окружающая среда превратилась в статиста в экономическом театре

Ведомство похвалило само себя, а экологическое сообщество так и не оценило "гениальности" этого объединения

Бум солнца и ветра: в мире стремительно увеличивается доля чистой энергии
Бум солнца и ветра: в мире стремительно увеличивается доля чистой энергии

За 5 лет мировые мощности возобновляемой энергетики удвоятся, увеличившись на 4600 ГВт. Это сопоставимо с совокупной генерацией Китая, ЕС и Японии в настоящее время