В ЕС обсуждают СТВ2: на какие слабые места и вызовы указали стейкхолдеры shutterstock

В ЕС обсуждают СТВ2: на какие слабые места и вызовы указали стейкхолдеры

Анна Великая

Новую систему торговли выбросами планируют полноценно ввести в 2027 году

Равные условия для всех государств-членов, направление доходов на декарбонизацию, исправление искажений, вызванных высокими ценами на электроэнергию по сравнению с газом, и создание четкой нормативно-правовой базы должны сопровождать введение ETS2.

О таких необходимых шагах и вызовах говорили политики, представители промышленности и групп гражданского общества на имплементационном диалоге по декарбонизации зданий и автомобильного транспорта, организованном Европейской комиссией.

Мероприятие дало возможность 20 заинтересованным сторонам – от производителей тепловых насосов и микромобилей до экспертов по реконструкции зданий, поставщиков топлива и неправительственных организаций – обменяться мнениями, определить вызовы и предложить решения для развертывания Системы торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта (ETS2 или СТВ2) вместе с новым Социальным климатическим фондом (SCF).

Большинство участников выразили поддержку развертыванию СТВ2 и призвали к ее своевременной имплементации без задержек или пересмотра. В частности, они подчеркнули необходимость предсказуемости и отправки мощного рыночного сигнала для декарбонизации. Также стейкхолдеры отметили важность сочетания СТВ2 с Социальным климатическим фондом для защиты уязвимых слоев населения.

Вызовы при внедрении ETS2

Несмотря на признание потенциала СТВ2, участники определили вызовы, связанные с политической волей и имплементацией, и согласились, что одной только СТВ2 будет недостаточно. Они обозначили вопросы, которые должны быть решены перед полноценным внедрением Системы торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта:

  1. Необходимость создания равных условий для всех государств-членов, чтобы избежать рыночных искажений.
  2. Поступления от СТВ2 стейкхолдеры предлагают направлять на помощь в декарбонизации охваченных секторов. Так, один из участников подчеркнул необходимость реинвестирования средств СТВ2 в транспортную инфраструктуру и общественную мобильность для поддержки жизнеспособного перехода как для конечных потребителей, так и для сотрудников.
  3. Должны быть приняты меры для исправления искажения, вызванного высокими ценами на электроэнергию по сравнению с газом во многих государствах-членах. Участники диалога отметили, что "сегодняшнее соотношение цен на электроэнергию и газ подрывает экономическую целесообразность технологий чистого отопления".
  4. СТВ2 должна быть дополнена пакетами вспомогательных политических мер и четкой нормативно-правовой базой.
  5. Нужно согласовать Систему торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта с другими политиками, такими как Директива об энергетических характеристиках зданий и Директива об энергоэффективности.
  6. Инновационный фонд должен стать ключевой возможностью для расширения масштаба внедрения чистых технологий.
  7. Заинтересованные стороны призвали к созданию предсказуемой и прозрачной системы для частных лиц, малых и средних предприятий, а также местных органов власти, особенно для SCF, чтобы обеспечить успех СТВ2 как в экономическом, так и в социальном плане.

Недавно ЭкоПолитика рассказывала, что Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) возобновляют программу "Помощь в разработке проектов" (Project Development Assistance), которая охватит новые сектора для декарбонизации: морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, а также здания. В ее рамках консультативную помощь смогут получить инициативы, которые подпадают под систему торговли выбросами ETS2.

Читайте также
Не актуально? На что тратит средства Фонд декарбонизации
Не актуально? На что тратит средства Фонд декарбонизации

Украина рискует потерять потенциальные иностранные инвестиции

Фонд декарбонизации замедлил темпы: сколько проектов уже прокредитовали в 2025 году
Фонд декарбонизации замедлил темпы: сколько проектов уже прокредитовали в 2025 году

Общая сумма предоставленных кредитов почти достигла 270 млн грн

Ferrexpo планирует вложить в декарбонизацию $3,3 млрд до 2050 года: инфографика
Ferrexpo планирует вложить в декарбонизацию $3,3 млрд до 2050 года: инфографика

Снижение на 90% углеродных выбросов будет достигнуто благодаря внедрению 5 мероприятий

В 2024 году Фонд декарбонизации предоставил кредиты на 244 млн грн
В 2024 году Фонд декарбонизации предоставил кредиты на 244 млн грн

Эта цифра отличается от опубликованной в официальном отчете учреждения по результатам работы в прошлом году