Европейская комиссия уже в марте предложит специальную поправку к Регламенту о стандартах выбросов CO2 для легковых автомобилей и микроавтобусов, которая позволит производителям не подавать ежегодную отчетность, а усреднить свои показатели за трехлетний период (2025-2027 гг.).
Об этом стало известно в связи с обнародованием Плана действий для автомобильной индустрии ЕС.
"Цели остаются неизменными. Они должны их выполнить, но это означает больше пространства для дыхания для промышленности. Это также означает больше ясности и без изменения согласованных целей", – пояснила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Чиновница утверждает, что это решение обеспечивает баланс между справедливостью для "первопроходцев – тех, кто успешно выполнил домашнее задание", и прагматизмом и технологической нейтральностью для заинтересованных сторон, которые сталкиваются с "трудными временами".
Напомним, в этом году целевой показатель для новых автомобилей, продаваемых в ЕС, составляет 93,6 г CO2/км. С 2030 до 2034 года цель – 49,5 г CO2/км. Начиная с 2035 года, планируется продавать только автомобили с нулевым уровнем выбросов.
Сегодняшний План действий сопровождается сообщением "Декарбонизация корпоративных автопарков", в котором освещаются примеры лучших практик и поощрения государств-членов к дальнейшим действиям по экологизации корпоративных автопарков, на которые приходится около 60% регистраций новых автомобилей.
Параллельно Еврокомиссия работает над тем, как повысить спрос на европейские транспортные средства с нулевым уровнем выбросов. Обнародованный План действий включает меры, которые обеспечат стимулы для перехода на транспортные средства с нулевым уровнем выбросов и укрепят доверие потребителей с помощью конкретных мер, таких как улучшение состояния и ремонтопригодности аккумуляторов.
Урсула фон дер Ляйен также анонсировала создание и поддержку отраслевого альянса.
"Компании смогут объединить ресурсы. Они будут разрабатывать совместное программное обеспечение, чипы и технологии автономного вождения", – сказала она.
Для поддержки аккумуляторной промышленности Еврокомиссия намерена постепенно вводить европейские требования к содержанию элементов и компонентов, а также продолжать сокращать бюрократическую волокиту.
Что по финансированию
Для поддержания сильной европейской производственной базы и избежания стратегической зависимости ЕС выделит €1,8 млрд на создание безопасной и конкурентоспособной цепочки поставок сырья для аккумуляторов.
Также планируется вложить в развитие индустрии около €1 млрд совместных государственно-частных инвестиций при поддержке программы "Горизонт Европа" в течение 2025-2027 годов, чтобы помочь отрасли стать лидером в переходе к управляемым искусственным интеллектом, подключенным и автоматизированным транспортным средствам.
Каково мнение специалистов
Аналитическая компания Kallanish Commodities опросила специалистов отрасли об их мнении относительно предложенных послаблений требований к автопроизводителям. Вот что они ответили.
Члены международной некоммерческой ассоциации T&E, которая занимается адвокацией чистого транспорта и энергетики, считают предложенную меру "беспрецедентным подарком" для европейской автомобильной промышленности.
"Ослабление правил ЕС по экологически чистым автомобилям вознаграждает тех, кто отстает, и мало что дает европейской автомобильной промышленности, кроме того, что она еще больше отстает от Китая в области электромобилей. ЕС рискует создать очень вредную неопределенность в отношении перехода на электромобили в Европе", – считает исполнительный директор T&E и участник автомобильного диалога в ЕС Уильям Тодтс.
По мнению генерального секретаря торговой организации E-Mobility Europe Криса Херона, новое предложение может привести к тому, что в 2025 году на рынок ЕС выйдет на 500 000 электромобилей меньше, поскольку в 2025 и 2026 годах не нужно будет достигать целевых показателей.
"Эта неопределенность – плохая новость для инвесторов в зарядную инфраструктуру ЕС, производство аккумуляторов и электронную мобильность в целом. Изменение правил посреди 2025 года является несправедливым по отношению к автопроизводителям, которые добросовестно работали над соблюдением законодательства", – говорит он, указывая на появление „больших“ юридических вопросов.
Напомним, в декабре 2024 года Верховная Рада Украины отсрочила переход на Евро-6 на 2 года. Также в конце января мы рассказывали, что в Украине арестовали элитное ретроавто, которое не соответствовало экологическим стандартам Евро-2.
Ранее ЭкоПолитика писала о призыве компании Uber к ЕС запретить автомобили с двигателями внутреннего сгорания для корпоративных автопарков до 2030 года.