ЕС приблизился к своим климатическим целям к 2030 году благодаря изменениям в системе торговли выбросами блока (EU ETS), а также механизму корректировки углеродных границ (CBAM).
О наибольшем обновлении правил торговли выбросами ЕС до конца десятилетия сообщает illuminem.
Авторы подчеркнули, что значительная часть климатических амбиций ЕС зависит от EU ETS.
EU ETS I
В настоящее время существующая EU ETS включает около 40% выбросов блока, в частности от энергетического сектора, промышленных установок и авиации.
В материале рассказали, что система распространится на морской транспорт валовой емкостью 5000 и более. Сектору придется постепенно отказываться от разрешений на выбросы (EUA) для увеличения доли своих выбросов: 40% в 2024 году, 70% в 2025 году и 100% в 2026 году. Включение меньших судов и выбросы CO2, такие как метан и N2O, вероятно, начнутся с 2026 года.
Авторы подчеркнули, что общие амбиции по сокращению выбросов к 2030 году по сравнению с 2005 годом выросли до 62%, что приведет к уменьшению выбросов CO2 примерно на 23 миллиона тонн.
“Хотя цель политически амбициозна, она все еще не соответствует необходимым сокращениям в ЕС для ограничения глобального потепления до 1,5°C даже без учета соображений справедливой части”, – подчеркнули они.
Отмечается, что для достижения сокращения выбросов на 62%, законодатели согласились изменить базу выбросов: 90 миллионов EUA будет изъято с рынка в 2024 году, а еще 27 миллионов EUA – в 2026 году. Кроме того, предел выбросов ежегодно будет уменьшаться на 4,3% с 2024 по 2027 год. Это приведет к значительному ограничению предложения EUA, а растущие цены будут стимулировать декарбонизацию, особенно в промышленных секторах.
Фундаментальные изменения для промышленного сектора
Авторы рассказали, что большинство отраслей промышленности все еще имеют право на бесплатные квоты. Однако с 2026 года система бенчмарков будет обновлена и основой бесплатных квот будет процесс производства, а продукция. Это облегчит сравнение между отраслями.
Кроме того, промышленности придется проводить энергетические аудиты и вводить соответствующие мероприятия по декарбонизации. В противном случае объемы бесплатных квот упадут на 20%. Также промышленные объекты, которые входят в 20% худших по интенсивности выбросов углерода в одном секторе, должны разработать и внедрить планы по декарбонизации, иначе их бесплатные квоты сократят на 20%.
"Однако самым большим изменением будет постепенный отказ от бесплатного распределения для промышленных игроков как таковых", – подчеркнули они.
В материале отметили, что с 2026 года количество бесплатных квот, предоставляемых отраслям промышленности, будет постепенно сокращаться до 2034 года, когда промышленности придется закупать все необходимые квоты через механизм аукциона или на рынке.
"Постепенная отмена бесплатных квот тесно связана с внедрением CBAM", – отметили в авторы.
CBAM
Авторы подчеркнули, что CBAM должен создать равные условия для промышленности ЕС и за его пределами. Производители будут платить одинаковую цену за выброс углерода за всю продукцию на европейском рынке. Кроме того, CBAM может увеличить климатические амбиции других стран.
Сначала CBAM будет охватывать металлургию, цементную промышленность, удобрения, алюминий, электроэнергию, водород, определенные прекурсоры и другие продукты переработки, такие как винты и болты. Также Еврокомиссия оценит включение другой продукции, имеющей риски утечки углерода, в том числе органические химикаты и полимеры, в CBAM с 2030 года. Вероятно, импортерам придется оплачивать и непрямые выбросы производственных мощностей.
"С октября 2023 импортеры в охваченных секторах должны быть готовы к своим обязательствам по мониторингу, отчетности и верификации (MRV), которые начинаются на 3 года раньше механизма ценообразования", – подчеркнули авторы.
Напомним, механизм корректировки углеродных границ (CBAM) может замедлить глобальную декарбонизацию, а не стимулировать ее.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, ЕС планирует расширить схему торговли выбросами углерода на сектор отопления и транспорт.