Парламентский экокомитет подвел итоги нашего участия в COP26 shutterstock

Парламентский экокомитет подвел итоги нашего участия в COP26

Иван Шевчук

Вклад, который Украина собирается внести в глобальную борьбу с изменением климата, получил одобрение, осталось получить финансы на это дело

Во время слушаний в парламентском Комитете по вопросам экополитики работа украинской делегации во время 26-й конференции ООН по изменению климата (COP26, Глазго) получила положительную оценку

Эти слушания прошли вчера, 22 декабря, в режиме зум-конференции. Итоги климатического форума были здесь среди основных тем.

"Участие Украины в мероприятиях СОР 26 было очень заметным, наша делегация отработала на все сто процентов!" – такими впечатлениями поделилась представительница украинского МИДа Наталья Сафонова.

Сафонова напомнила о выступлении президента Зеленского на пленарном заседании конференции и 14 его двусторонних встречах с лидерами других государств. Важным достижением дипломат считает то, что членом бюро Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) от Восточной Европы была избрана представительница Украины - заместитель Министра защиты окружающей среды Ирина Ставчук.

С ее выступления, кстати, и начались комитетские слушания.

Чтобы экономика – росла, а выбросы – нет

Ирина Ставчук среди нынешних достижений государственной экополитики называет принятие обновленного определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ2) в Парижское соглашение. Он предполагает, что к 2030 году Украина обязуется уменьшить количество парниковых газов на 65% по сравнению с 1990 годом.

Второй определенный на национальном уровне вклад Украины

По графику уменьшения выбросов ясно видно, что каких-то кардинальных изменений на ближайшие десять лет не запланировано – речь может идти об уменьшении выбросов разве что в несколько процентов. Львиная доля декарбонизации у нас уже произошла. Она пришлась на 90-е годы и была обусловлена ​​отнюдь не применением новейших экологических технологий, а тотальным обвалом экономики в первые годы независимости. К середине 90-х ВВП Украины упал почти на 60%. Приблизительно на столько же уменьшились и выбросы СО2. Положительную тенденцию можно усмотреть в том, что постепенное восстановление экономики, начавшееся где-то с 2000 года, не приводило к пропорциональному увеличению выбросов парникового газа.

Наталья Сафонова говорит, что украинские планы по ОНУВ2 получили позитивную оценку наших международных партнеров, в частности ЕС. Однако она отмечает:

"Само по себе одобрение ОНУВ2 не означает автоматической готовности международных партнеров оказывать какую-либо помощь в этом плане".

Одобрить ОНУВ не значит – дать денег

Поиск средств на зеленую модернизацию – это отдельная и далеко не самая легкая задача. Ирина Ставчук говорит, что в мире понимают: развитые страны должны помогать всем остальным работать над сокращением выбросов СО2. Дальше – как всегда: "развивающиеся страны просят как можно больше денег, развитые страны пытаются найти баланс".

Зафиксировать этот баланс пытаются на не слишком высоких отметках. В 2011-ом было принято решение, что развитые страны до 20 года должны сгенерировать совместно 100 млрд долларов США ежегодно на зеленые программы. На этот показатель выйти так и не удалось. Собственно, какова текущая цифра, сказать трудно, поскольку нет методик, что именно засчитывать в этот совокупный взнос. Точно известно лишь то, что цифра эта меньше 100 млрд.

"Для нас это значит, – говорит Ирина Ставчук, – что в рамках международного механизма этих средств не будет достаточно, чтобы в Украине реализовать всю трансформацию".

Выход – сотрудничество на двустороннем уровне. В таком формате ведется диалог с Евросоюзом, Великобританией и США.

Еще один ресурс – привлечение инвестиций от бизнес-структур. Замминистра отмечает, что во время конференции в Глазго можно было убедиться: частные фонды все чаще заявляют, что отходят от финансирования традиционной энергетики и готовы инвестировать в зеленые проекты. Проблема в том, что в мире такого количества экономически целесообразных зеленых проектов нет.

Ключевым здесь является "экономически целесообразных". То есть таких, которые не просто помогают заботиться о природе, но и приносят прибыль.

"Денег гораздо больше, чем проектов", - констатирует Ирина Ставчук. Поэтому есть смысл выяснить, есть ли у нас предложения экологические и прибыльные одновременно.

Примем ли следующий COP?

На комитетских слушаниях говорили о том, что Украины располагает шансом в 2024 году принять очередную конференцию ООН по изменению климата. В этом году, согласно очереди, хозяином должен быть кто-то из восточной Европы. Так почему бы не страна, представляющая нынче этот регион в бюро РКИК?

Вот только сама представительница, заместитель Министра защиты окружающей среды Ирина Ставчук обращает внимание на то, что в подчиненном ей Департаменте стратегического планирования и международного сотрудничества есть всего 19 специалистов. Международными переговорами занимаются только двое. С такими силами организовать достойный прием представительной конференции – нереально. Деньги на увеличение штата могут быть только бюджетными, поэтому Минфин просят изучить этот вопрос.

Ранее ЭкоПолитика подробно останавливалась на вопросах климатической политики и декарбонизации экономики, которые обсуждались во время слушаний.

Читайте также
Украина готовится запустить СТВ в 2028 году: что известно
Украина готовится запустить СТВ в 2028 году: что известно

Ее функционирование предусмотрено среди обязательств Украины в сфере евроинтеграции

Глобальные выбросы CO2 от энергетики достигнут пика в этом году, – DNV 
Глобальные выбросы CO2 от энергетики достигнут пика в этом году, – DNV 

Эксперты настаивают, что требуется больший прогресс в уменьшении объемов парниковых газов

Госпредприятие заплатило почти 1,3 млн грн за несанкционированные выбросы 
Госпредприятие заплатило почти 1,3 млн грн за несанкционированные выбросы 

Суд удовлетворил иск экоинспекции в полном объеме