Конкретный перечень информации, которую будут оценивать банки, пока неизвестен. Сам Нацбанк утверждает, что он будет подготовлен к указанной дате. Контроль за соблюдением новых требований к финансированию промышленности вступит в силу с 2024 года.
Государственная экологическая инспекция усматривает в новых правилах НБУ практическую пользу. По мнению ГЭИ, они позволят минимизировать негативное влияние промышленности на природу. Потенциально опасные для экологии объекты уже на этапе проектирования не смогут получить от банков кредитных ресурсов. В Госэкоинпекции считают, что таким образом промышленные предприятия получат стимул для проведения экологической модернизации. В принципе, логика ГЭИ правильная, ведь именно так это работает в Европейском Союзе. Но, чтобы сравнивать украинские и европейские предприятия, нужно поставить их в равные условия.
Вот здесь начинаются отличия, которые позволят усомниться в эффективности инициативы НБУ. ЕС до 2030 года планирует направить на декарбонизацию экономики 1 трлн евро, примерно такая же сумма была уже потрачена на внедрение экотехнологий в промышленности стран – членов Евросоюза. При такой щедрой финансовой поддержке требования европейских банков о соответствии проектов экологическим требованиям выглядят вполне логичными. Потребности Украины в деньгах на декарбонизацию до 2030 года составляют 101 млрд евро, только в отличие от ЕС, у нас таких денег нет и вряд ли они появятся в обозримом будущем.
На мой взгляд, чтобы накладывать очередные ограничения на промышленный сектор, на этот раз финансовые, государство должно сначала создать и согласовать с промышленниками реалистичную дорожную карту национальной декарбонизации, которая будет включать в себя мероприятия по внедрению экотехнологий на предприятиях. Акцент – на слове "реалистичная", то есть дорожная карта должна подкрепляться реальными, а не мнимыми источниками финансирования. Первыми двумя шагами в этом направлении должны стать принятие законопроектов о создании Государственного фонда декарбонизации и о промышленных выбросах.