Соответственно, цена на уголь отразится на себестоимости цемента, что отразится на стоимости строительства в Украине на 300% (то что касается бетонных работ).
Можно ли удешевить производство цемента? Можно! И то значительно.
Для того чтобы это сделать необходимо добавить к углю так называемый RDF, материал, состоящий из пластиковых/резиновых отходов получаемых в процессе сортировки ТБО или промышленных отходов полимеров/резины.
Добавлять в уголь можно до 30% RDF. Себестоимость этого материала в ЕС ранее варьировала от 0 до 15 евро за тонну в зависимости от качества материала.
В Украине сегодня сжигать подобную смесь могут 8 цементных завода. Потенциал по сжиганию – более 500 000 тонн в год RDF. Именно столько пластика/резины могло не поступать на свалки.
Для того чтобы произвести 500 000 тонн RDF, необходимо оборудование для глубокой сортировки 2 500 000 тонн ТБО. Таких линий в Украине нет. После того как материал будет отделен, необходимо и само оборудование для производства самого RDF на 500 000 тонн. Которого в Украине тоже нет.
Соответственно, если в скором будущем цена на уголь останется на нынешнем уровне или вообще могут возникнуть перебои с поставками, то цементное производство под угрозой вообще остановится. Это большая возможность для конкурирующих предприятий выйти на украинский рынок. С 2019 года было наложено эмбарго на поставки цемента из РФ, Беларуси и Молдовы, на тот момент это было 90% об всего импорта в Украину.
На данный момент основным поставщиком цемента в Украину является Турция, которая в год производит 142 млн. тонн цемента! Украина же производит всего 9 млн. тонн.
Сразу хочу сказать, что цементные заводы Турции сжигают огромное количество RDF произведенное как внутри страны, так и являются основным импортером сырья из ЕС. Что значительно влияет на себестоимость цемента, которая на 50% ниже европейских.
Какой вывод можно сделать из всего этого. Украина постоянно теряет возможности из-за отсутствия государственной стратегии перерабатывающей отрасли (которая вообще отсутствует как понятие в нашей стране). Не соответствие с европейским законодательством и нормами приводит к невозможности сотрудничества с европейским бизнесом.
Мы часто приводим пример Швеции, которая получает отходы для сжигания из других стран. Наши цементные заводы могли бы поступать также, как и их турецкие конкуренты, но они не могут этого делать, так как наше законодательство не предоставляет им такой возможности, а внутренних мощностей нет для производства необходимого для них материала.
И пока депутаты, представители министерств устраивают между собой публичные разборки и не могут осуществить реформу в сфере управления отходами, скоро вся перерабатывающая промышленность Украины просто может остановиться из-за банальной нехватки сырья.
Сразу сделаю ремарку – непроходной проект закона №2207-1Д не способствует решению данной ситуации. Почему? Вот один из пунктов проекта 2207-1Д, который будет тормозить реформу: "Платоспроможність – плата за послугу з управління
комунальними відходами для фізичної в місяць не повинна
перевищувати 1% від мінімальної заробітної плати".