В Украине хотят вернуть сбор за утилизацию старых автомобилей, который будут платить непосредственно автовладельцы.
С такой инициативой выступил глава Государственной экологической инспекции (ГЭИ) Андрей Малеваный во время презентации "Автомобиль: ездить нельзя утилизировать", сообщила пресс-служба ведомства.
Глава Госэкоинспекции подчеркнул негативное влияние транспорта на окружающую среду вследствие отсутствия надлежащей утилизации. По его словам, в Украине только 5% владельцев автомобилей отдают их на утилизацию. Соответственно, в 2020 году было утилизировано только 13 тысяч авто, в то время как остальные оказываются на свалках и загрязняет окружающую среду.
"Попадая на свалки бывшие в употреблении автомобили вызывают загрязнение почвы свинцом, ржавчиной, отработанными маслами", — отметил Малеваный.
Чиновник отметил, что отсутствие разветвленной сети центров для сдачи и обезвреживания старых авто, необходимость доплачивать за уничтожение машины не стимулируют водителей утилизировать применяемые авто согласно требованиям законодательства, поэтому и сам этот бизнес не является высокодоходным.
По мнению главы ГЭИ, для решения проблемы нужно применять аналогичные с Европой механизмы, среди которых:
- доплаты автовладельцам при покупке нового авто после надлежащей утилизации старого;
- взыскание утилизационного сбора после окончания эксплуатации автомобиля;
- высокие штрафы для тех, кто нарушает нормы утилизации авто;
- расширенная ответственность автопроизводителя, который должен позаботиться о дальнейшем "обезвреживании" отработанного товара.
Какая может быть базовая ставка утилизационного сбора — пока не известно. В некоторых странах она составляет не более 5% от стоимости автомобиля.
Малеваный также напомнил о принятии в первом чтении законопроекта № 2207-1д, который приблизит украинскую нормативную базу обращения с отходами к европейской. В частности, для автопроизводителей вводится расширенная ответственность за авто и шины.
Напомним, что ранее в Украине уже был утилизационный сбор. Но прежний механизм действовал иначе — тогда налогом облагались автомобили, которые ввозились в страну. Сначала его оплачивали импортеры, но затем сбор закладывался в цену машины для покупателя.
Налог составлял до 60 тыс. грн для легковых автомобилей в зависимости от новизны и объема двигателя, а также до 29,4 тыс. грн в зависимости от новизны и массы.
Такой механизм просуществовал недолго — с сентября 2013-го по апрель 2014 года. Против него выступила Всемирная торговая организация (ВТО). Кроме того, не раз собирались митинги под Верховной Радой.
Как сообщала ЭкоПолитика, в "Слуге народа" хотят разрешить парковаться возле Верховной Рады только электромобилям. Таким обазом нардепы намерены освободить паркинг возле ВРУ от "майбахов" и "ренджроверов", которые загрязняют окружающую среду.