Процедуры оценки воздействия на окружающую среду могут затянуться до трех лет — EBA shutterstock

Процедуры оценки воздействия на окружающую среду могут затянуться до трех лет — EBA

Елена Яценьо

Эксперты Европейской бизнес-ассоциации внесли свои замечания и предложения

Принятие законопроектов № 5766 и 5766-1 в текущих редакциях может привести к затягиванию процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВД) до трех лет.

Об этом и ряде других рисков в текущих редакциях законопроектов о внесении изменений в Закон Украины №2059-VIII "Об оценке воздействия на окружающую среду" относительно совершенствования процедуры ОВД рассказали в Европейской бизнес-ассоциации (EBA).

Оба проекты законов Комитет по вопросам экологической политики и природопользования должен рассмотреть в среду, 6 октября.

По словам экспертов EBA, законопроекты содержат ряд положительных новаций. Например, осуществление обмена документами и информацией только в электронной форме, увеличенные сроки обнародования предприятиями сообщения о планируемой деятельности, которая подлежит ОВД, и объявление о начале общественного обсуждения отчета по ОВД, сокращение сроков для получения заключения из ОВД с 25 до 10 рабочих дней и тому подобное.

При этом специалисты обратили внимание на некоторые неоднозначные положения проектов, которые нуждаются в доработке.

1) Для перехода на электронный документооборот необходимо будет внести изменения в подзаконные нормативные акты, которые сейчас предусматривают бумажный обмен информацией. Поэтому эксперты ассоциации предложили предусмотреть определенный переходный период для отказа от подачи документов на бумажных носителях и перехода на электронный документооборот.

2) Предложение относительно предыдущего анализа отчета по ОВД в течение 15 дней, в результате чего определяется необходимость или отсутствие необходимости предоставления предприятием дополнительной информации к отчету по ОВД, выглядит неоднозначным. Фактически предлагается ввести дополнительный этап в процедуре ОВД.

Во-первых, действующим законодательством об ОВД уже установлен исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в отчете по ОВД.

Во-вторых, это противоречит принципам Директивы 2011/92/ЕС об ОВД, где запрос компетентного органа на предоставление дополнительной информации является опциональным.

В-третьих, это может создавать условия для злоупотреблений при принятии решений со стороны уполномоченных органов и затягивании процедуры ОВД от 30 рабочих дней и до трех лет. Например, при определении необходимости для предприятия осуществить дополнительно ОВД и оценить вегетационный период растений на территории, на которой будет осуществляться планируемая деятельность, возможно сделать только в определенный период времени, миграцию животных, в частности птиц и тому подобное. Следовательно, увеличение срока исследования на определенный компонент окружающей среды может притормозить или полностью остановить инвестиционные проекты бизнеса. Поэтому в ассоциации предложили исключить это положение, а взамен закрепить возможность предприятию предоставлять дополнительную информацию не позднее чем за 5 рабочих дней до завершения общественного обсуждения.

3) Субъективными и неоднозначными, по мнению специалистов, является также предложения по установлению оснований для отказа в выдаче заключения по ОВД, которые четко не определены в действующем законодательстве. В частности, из-за нарушения требований по опубликованию, размещению или обнародованию сообщения о планируемой деятельности, которая подлежит ОВД, и объявление о начале общественного обсуждения отчета по ОВОС; наличие установленных законами запретов или ограничений, которые делают невозможным осуществление планируемой деятельности и тому подобное.

К тому же отрицательное значение на бизнес может иметь наличие обоснованных оснований считать, что планируемая деятельность окажет негативное влияние на территории Изумрудной сети. При этом в проект закона № 5766-1 дополнительно вводится термин "осуществление деятельности по мотивам общественной необходимости". Соответствующие положения содержатся в других профильных законопроектах, регулирующих управление территориями Изумрудной сети – №4461-д и №4461-1. Ассоциация последовательно выступает за комплексный подход к урегулированию вопроса управления территориями Изумрудной сети в Украине и считает включение этих положений в законопроекты № 5766 и № 5766-1 преждевременным.

Кроме того, эксперты ассоциации отметили, что некоторые изменения, которые значительно бы упростили осуществления ОВД для бизнеса, в законодательных инициативах не представлены. Речь идет о:

– механизме доработки пакета документов по ОВД с возможностью повторной подачи без необходимости прохождения всей процедуры заново;

– процедуре согласования между предприятиями и разрешительными органами требований к послепроектному мониторингу в части его корректировки;

– освобождение от оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВД) в случае проведения ОВД при разработке проектной документации.

"Принятие законопроектов № 5766 и № 5766-1 в текущих редакциях, к сожалению, не будет способствовать совершенствованию процедуры ОВД. Наоборот, это может создать ряд препятствий в получении заключения из ОВД, вызвать потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов, увеличить срок прохождения ОВД , что, соответственно, может привести к значительным убыткам для бизнеса и уменьшению инвестиций", – отметили в EBA.

Учитывая это, считают в ассоциации, законопроекты нужно доработать с учетом предложений бизнес-сообщества.

Ранее ЭкоПолитика писала, что Европейская бизнес-ассоциация представила Путеводитель Ассоциации по реформам 2030 – комплексный стратегический документ, содержащий видение бизнеса относительно необходимых реформ на ближайшие 10 лет.

Читайте также
МОВ: предприятия могут обязать отчитываться уже за 2024 год
МОВ: предприятия могут обязать отчитываться уже за 2024 год

Из-за введения военного положения эта отчетность до сих пор была необязательной

Экокомитет поддержал запрет джипинга на заповедных территориях
Экокомитет поддержал запрет джипинга на заповедных территориях

Теперь за предложенные изменения должны проголосовать народные избранники во втором чтении

Обновления в Директиве ЕС о промышленных выбросах: стали известны детали
Обновления в Директиве ЕС о промышленных выбросах: стали известны детали

Государства-члены ЕС имеют еще больше 17 месяцев для ее транспонирования в национальное законодательство

Экокомитет проведет заседание 26 декабря: что на повестке дня
Экокомитет проведет заседание 26 декабря: что на повестке дня

Среди прочего депутаты будут готовить ко второму чтению законопроект о возобновлении обязательного мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов