Устойчивость экосистем нашей планеты зависит от количества населяющих их видов. Чем их больше, тем выше возможности противодействия неблагоприятным условиям. По исследованиям, регионы с высоким уровнем биоразнообразия обладают более богатыми природными ресурсами, а также способны быстрее справиться с последствиями стихийных бедствий. Поэтому так важно сохранить как можно больше видов видов растений и животных как в пределах отдельных экосистем, так и стран. С началом полномасштабного вторжения перед Украиной возникли беспрецедентные вызовы. Ведь боевыми действиями уничтожены целые экосистемы с их обитателями.
Смогло ли это привлечь больше внимания Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов к вопросу охраны растительного и животного мира — выясняла ЭкоПолитика.
Состояние флоры и фауны Украины
В Украине растительный мир насчитывает около 27 тыс. видов, а животный – более 45 тыс. Приблизительно 3000 видов живых организмов внесены в различные охранные списки. По состоянию на 2021 год в Красную книгу Украины занесено 1544 вида.
В целом на биоразнообразие влияют многие факторы деятельности человека: вырубка лесов, насаждение монокультур, выпас, распашка земель, осушение болот, орошение, создание водохранилищ, загрязнение среды, фрагментация экосистем транспортными магистралями, застройка территории, использование недр. Кроме того, губительно для природы и чрезмерное использование ценных видов растений и животных, не учитывая их самовосстановительных возможностей. Отдельный фактор воздействия – чрезвычайные ситуации, как пожары, наводнения, выбросы в окружающую среду токсичных веществ.
Для защиты особо ценных видов растений и животных, а также отдельных экосистем от исчезновения территориям предоставляется охранный статус. Заповедные территории разного статуса в Украине занимают не более 6% площади. Это 19 природных и 4 биосферных заповедника, 49 национальных природных парков, а также достопримечательности природы, заказники и другие заповедные зоны.
Показатели заповедности в Украине очень низкие. Для сравнения, в Европе средний процент заповедности – 21%.
Риски – со всех сторон
Не секрет, что боевые действия оказывают негативное влияние на растительный и животный мир. Активные обстрелы непосредственно уничтожают зеленые насаждения. Кроме того, в результате взрывов в грунт попадают тяжелые металлы и сера. Поэтому растения, которым удалось "выжить" после обстрелов и пожаров от них, теряют возможности для дальнейшего роста и развития. Уничтожает фауну экосистем и движение военной техники и строительство оборонных укреплений.
От обстрелов гибнут мелкие и большие животные. Большие, правда, иногда могут убежать на более безопасные участки, дальше линии прямого столкновения. Но от постоянных взрывов могут нарушаться их устоявшиеся ритмы жизни, процесс размножения животных, что постепенно приведет к исчезновению популяций.
Поэтому, если даже отдельные участки экосистемы уцелели после боевых действий, нормальное развитие растений и животных практически невозможно.
Особенно критические боевые действия для заповедных территорий, где малейшее человеческое вмешательство – губительно. На сегодняшний день оккупированными остаются 10 нацпарков, 8 заповедников и два биосферных заповедника.
Как отмечал руководитель Офиса Президента Андрей Ермак, российские оккупанты массово превращают эти заповедные территории в охотничьи угодья, рудники и "паркинги" для танков. К примеру, враг недавно хвастался в соцсетях фотографиями убитых животных из биосферного заповедника "Аскания-Нова" Херсонской области.
Трагические последствия для флоры и фауны южной части Украины принесло и уничтожение россиянами Каховской ГЭС. Мор рыбы на территории Каховского водохранилища, гибель животных и растений на затопленных участках, последующая гибель живых организмов в водоемах и Черном море из-за вымывания в воду токсичных веществ (из кладбищ, скотомогильников, складов). И это далеко не все последствия, которые нас ждут.
В то же время, война это весомый, но далеко не единственный фактор, который уничтожает растительный и животный мир Украины. Некоторые, особенно предприимчивые и недобросовестные наши сограждане, при отсутствии должного контроля, также "преуспели" в этом вопросе.
К примеру, только за последнюю неделю СМИ сообщили о пойманных стражами порядка браконьерах-рыбаках на Криворожье, Волыни да Ривненской области. В конце марта пограничники Киевщины поймали таких же дельцов, которые сумели незаконно наловить рыбы аж на 900 тыс. грн.
Не менее распространена и незаконная охота. Такие случаи также регулярно обнаруживают в громадах, а периодически "черных" охотников даже ловят с краснокнижными животными. К примеру, в феврале на Полтавщине, несмотря на запрет охоты, браконьеры застрелили краснокнижного лося.
Сезонное уничтожение растительности для части украинцев до сих пор является своеобразной привычкой. Речь о поджоге сухостоя, который, несмотря на запреты и информационные кампании, упорно продолжают практиковать в сельской местности. Поджигатели полностью уничтожают растительный покров и мелких животных на участке поджога. К тому же всегда есть риск неконтролируемого распространения огня на значительные территории, что может повлечь за собой еще и лесные пожары и пожары в населенных пунктах.
Сезонные поджоги запрещены законодательством. В 2020 году штрафы за них даже увеличили в 18 раз. Но это не помогло, ведь систему контроля за исполнением этого законодательства так и не сформировали. Как следствие, этой весной снова возникли масштабные пожары. К примеру, о таком сообщали в ГСЧС Одесщины в конце марта. Тогда огонь охватил 3000 м2.
А что на это Минприроды?
Какая-либо работа профильного министерства в направлении защиты биоразнообразия затормозилась еще в 2021 году. А новая команда под руководством Руслана Стрельца не смогла (пыталась ли?) ее возобновить.
С февраля 2021 года в Минприроды начала действовать рабочая группа по разработке проекта Стратегии охраны биоразнообразия до 2030 года. О ее заседании отчитывался как ответственный орган, так и привлеченные эксперты.
Целые стратегии очень амбициозны:
- обеспечить мониторинг состояния биоразнообразия в Украине;
- внедрить концепцию экосистемных услуг;
- сформировать комплексный подход к сохранению видов;
- выполнить международные обязательства по сохранению биоразнообразия.
Правда, шел уже третий год, а Стратегия не только не утверждена, нет даже информации о ходе работы над ней.
Особенно критическое сейчас отсутствие мониторинга биоразнообразия. Как следствие, у нас нет даже приблизительных представлений о численности большинства видов животных и растений на наших территориях. Это не позволяет адекватно планировать охрану видов на государственном уровне, издавать объективные "Красные книги".
В упомянутом уже 2021 году Верховная Рада провалила важный законопроект №4461 О территории Изумрудной сети (сеть территорий особого природоохранного значения). Всего в Украине к Изумрудной сети принадлежит 377 территорий площадью около 8 млн га. Этот документ должен обеспечить сохранение типов природных поселений и видов природной фауны и флоры на этих территориях.
Принятие этого законопроекта пока не стоит в повестке дня, а его адвокация со стороны Минприроды и лично министра практически отсутствует.
Еще раз вспомним и о вопросах сжигания сухостоя. Минприроды ежегодно проводит информационную кампанию по противодействию таким случаям, а вот системной работы в направлении усиления контроля поджигателей – не осуществляет. Поджоги, не повлекшие за собой масштабные пожары, до сих пор вызывают мало интереса контролирующих органов. ГЭИ этим вопросом не занимается, а полиция не всегда реагирует. ГСЧС включается в процесс тогда, когда возгорание превращается в масштабный пожар. Как следствие, многие украинцы до сих пор надеются на удачу и жгут сухостой, а все призывы и запугивание штрафами проходят мимо них.
В то же время Минприроды активно продвигает противоречивые законопроекты, не одобренные природоохранным сообществом. Например, Министерство заступилось за законопроект №7689 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении условий ведения бизнеса (дерегуляция)". Этот документ предусматривает отмену части разрешений в сфере охраны и сохранения биоразнообразия, которые неэффективны, существуют только на бумаге и не используются на практике, а также противоречат нормам действующего законодательства.
По мнению Министерства, законопроект №7689 не ослабит защиту растительного и животного мира. Зато профильные эксперты думают иначе. К примеру, в ЭПЧ уверяли, что такими шагами Минприроды пытается прикрыть свое бездействие:
"Для такой реформы разрешительной системы следовало провести обсуждение с заинтересованными сторонами, чтобы определить оптимальные пути такой дерегуляции, а не отменять разрешительные документы, дающие профильному министерству хоть какое-то представление об объемах содержания диких животных в неволе, их размножении, объемах изъятия их из природной среды. Без такого контроля со стороны Минприроды в виде разрешительной деятельности и отсутствия контроля за соблюдением законодательства по защите животных и растений со стороны Государственной экологической инспекции (мораторий, неэффективность, мизерные штрафы), проблемы со снижением популяций особо ценных видов будут только углубляться", – суммируют в организации.
Как видим, несмотря на все риски для биоразнообразия в Украине, Министерство больше интересует подсчет убытков и разрешительные процедуры для бизнеса, чем содействие защите и развитию растительного и животного мира. По-видимому, "цифровизировать" защиту животного и растительного мира не удается. Что же может побудить ведомство перевести биоразнообразие в ранг не декларируемых, а реальных приоритетов – вопрос риторический.