Законопроекты о защите окружающей среды допускают злоупотребления полномочиями со стороны ГЭИ — EBA ДЕІ

Законопроекты о защите окружающей среды допускают злоупотребления полномочиями со стороны ГЭИ — EBA

Елена Яценьо

В теории предполагается, что экоинспектор всегда прав, что на практике приводит к злоупотреблениям со стороны власти

Ряд законопроектов, усиливающих ответственность в сфере защиты окружающей среды, допускают увеличение давления на бизнес и создание поля для злоупотреблений со стороны органов экологического контроля.

Об этом сказала координатор комитета экологии и устойчивого развития Ольга Бойко, сообщается на сайте Европейской бизнес-ассоциации.

"За последний год в ВРУ зарегистрированы по меньшей мере семь законопроектов, которые различными способами усиливают ответственность в сфере защиты окружающей среды. Более того, почти в каждый экологический законопроект закладывается такая норма. Впрочем, если присмотреться внимательнее, все они имеют нечто общее —  увеличение давления на бизнес и создание поля для злоупотреблений со стороны власти", —  подчеркнула Ольга Бойко.

Речь идет о таких проектах законов, как № 4459, № 5204, № 6148 и № 6175.

Законопроект № 4459 предлагает внести изменения в Уголовный кодекс Украины и установить ответственность за сопротивление и вмешательство в деятельность представителей Госэкоинспекции. В то же время в документе четко не определяется, какие действия могут быть квалифицированы как сопротивление или влияние на инспекторов.

Учитывая это, любые законные действия со стороны бизнеса могут быть расценены как вмешательство в деятельность экоинспекторов, например сопровождение инспекторов представителями предприятия во время проверок, которое позволяет следить за законностью действий инспекторов, правильностью установления измерительных приборов, проведения замеров, отбора проб, уверенность в том, что предметом исследования являются только те вопросы, для которых проверка была назначена, и прочее.

Криминализировать ответственность за невыполнение законных требований представителей Госэкоинспекции предлагает и законопроект № 5204. К таким требованиям относятся недопуск инспектора к проверке, невыполнение предписаний и распоряжений, выданных инспекторами, а также создание препятствий работе инспекторов. Аналогично законопроекту № 4459, документ не определяет, какие именно действия могут быть приравнены к препятствованию деятельности Госэкоинспекции. Кроме того, проект закона № 5204 дублирует уже имеющуюся административную ответственность за невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов контроля и противоречит правам предприятия на недопуск инспектора до проверки, что гарантируется действующим законодательством.

Что касается законопроектов № 6148 об усилении ответственности за уголовные правонарушения против окружающей среды и № 6175 об усилении административной ответственности в области охраны природы, то ни один из них не выносился на предварительное общественное обсуждение, как это предусмотрено действующим законодательством. Также оба законопроекты содержат немало неоднозначных предложений. Например, проект закона № 6148 предлагает расширить перечень уголовных нарушений. Например, ввести наказание для предприятий, которые должны осуществлять процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВД), но не сделали этого. Хотя Закон об ОВД вступил в силу только в конце 2017 года, и к этому времени на планируемую деятельность не получались выводы из ОВД, поэтому и отсутствие ОВД до 2017-го нарушением считаться не может, ведь закон не имеет ретроспективного действия.

Соответственно, законопроект № 6175 предлагает ввести административные санкции за невыполнение законных требований и предписаний должностных лиц службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины. В то же время, согласно Закону об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности, предписания могут быть обжалованы, в частности, в судебном порядке.

Бойко обратила внимание на то, что эти законопроекты не предусматривают установления ответственности за неправомерные действия экоинспекторов при исполнении служебных обязанностей или за вред, который был причинен предприятию вследствие непрофессионализма представителя контролирующего органа или оспоренного в суде предписания.

"Такие вопросы должны решаться на уровне профильных законопроектов, которым является, в частности, законопроект № 3091 о реформе государственного экологического контроля. Ведь пока в теории предполагается, что экоинспектор всегда прав, а на практике, к сожалению, это превращается в злоупотребление полномочиями, поскольку действенного механизма защиты от эконепрофессиональости у бизнеса нет", — резюмировала эксперт.

В ассоциации отметили преждевременность рассмотрения законопроектов № 4459, № 5204, № 6148 и № 6175 и призвали народных избранников к конструктивному диалогу в части их доработки.

Ранее ЭкоПолитика писала, что Государственная экологическая инспекция и Министерство здравоохранения усилят контроль за обращением с медицинскими отходами для обеспечения эффективного противодействия нарушениям.

Читайте также
Проект Стратегии реформирования госэкоконтроля: экосообщество дало оценку
Проект Стратегии реформирования госэкоконтроля: экосообщество дало оценку

В экосообществе поддерживают необходимость реформирования системы государственного экоконтроля, несмотря на определенные беспокойства

В ЕБА рассказали о преимуществах реформы экоконтроля в Украине
В ЕБА рассказали о преимуществах реформы экоконтроля в Украине

Госэкоинспекция, в силу своих широких полномочий, являлась одним из рычагов давления на бизнес

Минприроды расширило возможности для "экобатальона" в приложении "ЭкоУгроза"
Минприроды расширило возможности для "экобатальона" в приложении "ЭкоУгроза"

С помощью "ЭкоУгрозы" украинцы могут сообщать обо всех случаях вреда окружающей среде, свидетелями которых они стали

С начала года Украина из-за экопреступлений понесла масштабный ущерб
С начала года Украина из-за экопреступлений понесла масштабный ущерб

В госбюджет нарушители уплатили 27,3 миллиона гривен штрафа