Законопроект 11355 о промышленном загрязнении: очередная реформа на скорую руку shutterstock.com

Законопроект 11355 о промышленном загрязнении: очередная реформа на скорую руку

Александр Побел

Проект закона о контроле промышленного загрязнения может привести к коллапсу, неудачи реформы об отходах ничему не научили Минприроды и депутатов

Верховная Рада 20 июня приняла законопроект № 11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Он предусматривает имплементацию в украинское законодательство Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах и внедрении в производство наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ). Такие меры должны обеспечить полную модернизацию украинской промышленности и вывести контроль за загрязнениями до уровня ЕС.

Но не обошлось без "ложки дегтя": в законопроекте оставили недостатки, которые могут привести к закрытию части предприятий и коллапсу в разрешительной системе.

Какое влияние будет иметь законопроект, разбиралась ЭкоПолитика.

О чем проект закона №11355?

Украина в рамках выполнения требований Соглашения об ассоциации с ЕС обязана имплементировать в украинское законодательство нормы Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах. Верховная Рада не раз пыталась это сделать, но безуспешно. Еще одна попытка – законопроект №11355. Он начинает реформу контроля промышленного загрязнения в Украине и вводит единые с ЕС правила регулирования. Директива 2010/75/ЕС предусматривает снижение значений предельно допустимых выбросов вредных веществ. Поэтому украинские предприятия должны постепенно переходить на европейские стандарты работы.

На такой переход отведено время в 12 лет: четыре года предусмотрено на введение выводов НДТМ, еще семь – на полную модернизацию промышленных предприятий на основе НДТМ.

Также проект закона вводит интегрированное разрешение – единый разрешительный документ, который объединит в себе разрешения на выбросы загрязняющих веществ, специальное водопользование и обращение с отходами.

Как в Украине двигалась реформа промышленного загрязнения?

Одной из первых попыток имплементировать в украинское законодательство нормы Директивы 2010/75/ЕС было голосование за законопроект № 4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" в 2021 году. Он был разработан в соответствии с требованиями ЕС, но на этапе первого чтения проект закона был отклонен.

Далее настал черед законопроекта № 6004 о контроле промышленного загрязнения. Он был противоречив и не удовлетворял все заинтересованные стороны, так что появилось несколько вариантов проекта закона. В конце концов в Верховную Раду попал вариант 6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду".

Но 19 июня текущего года голосование за законопроект №6004-д закончилось провалом. Для принятия не хватило одного голоса: поддержали проект закона 225 депутатов из необходимых 226.

"Результат 5 лет усилий экспертов, госслужащих, менеджеров, здоровье жителей промышленных регионов, вопрос получения Украиной 50 млрд евро от ЕС на восстановление, перспектива вступления в Евросоюз – все это зависело от нажатия одной кнопки", – эмоционально прокомментировал координатор проекта международной технической помощи "Наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ) для Украины" Андрей Гунько.

Такие результаты голосования за евроинтеграционный закон возмутили часть депутатов и гражданских активистов. Они акцентировали внимание на том, что народные избранники проигнорировали очередной законопроект, который должен был быть принят в рамках выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС.

Координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко подчеркнула, что принятие законопроекта о промышленном загрязнении является неотложным. Его принятие – один из пунктов, выполнение которых обязательно для получения финансовой помощи в рамках плана Ukraine Facility в 3 квартале 2024 года.

В тот же день, когда провалили голосование за законопроект 6004-д, народные избранники начали в спешке "работать": 6004-д перерегистрировали в 11355. На следующий день, 20 июня, экокомитет Верховной Рады рекомендовал включить проект закона в повестку дня как неотложный. Верховная Рада в тот же день законопроект поддержала.

Поскольку законопроект №11355 полностью повторяет проваленный 6004-д, его регистрация и продвижение является нарушением процедуры голосования . Статья 107 Закона Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" предусматривает, что “отклоненный Верховной Радой законопроект или повторяющий его по сути законопроект не может быть внесен на текущей и последующей за ней внеочередной сессиях Верховной Рады соответствующего созыва”.  Поскольку законопроект №11355 был проголосован наспех, в нем оставили те же недостатки, которые были в предыдущем. Эксперты из экологической среды выражают сомнения в эффективности предстоящей реформы сделанной на скорую руку. Хотя многие уже просто устали ждать хоть какой-то законодательной рамки.

"Законопроект 11355 является настолько "перезрелым", что лучше принять его с мелкими изъянами, чем саботировать принятие, прикрываясь благими намерениями", -отметили специалисты общественной организации "SaveDnipro".

Этот долгий и неэффективный процесс четко отражает незрелость законодательных процессов, отсутствие законодательной компетенции и экспертизы по адаптации законодательства к регламентам ЕС в Украине.

Какие остались недостатки в законопроекте?

Специалисты Европейской бизнес ассоциации считают, что необходимо пересмотреть требования к установлению автоматизированных систем мониторинга выбросов (АСМ) на основе НДТМ. Они отмечают, что обустройство АСМ на объектах и ​​установках, подлежащих выведению из строя в краткосрочной перспективе после проведения реформы, экономически нецелесообразно.

Координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко отметила необходимость отменить временные ограничения на внедрение НДТМ.

" В Директиве 2010/75/ЕС, которую имплементирует законопроект №11355, не предусмотрены никакие временные ограничения. В 2018 году в ЕС было предоставлено 133 отступления от выводов НДТМ для 98 установок, работающих в 15 государствах-членах. Из них 22 отступления – предоставлены на неопределенный период времени. У нас же почему выбрали 7 лет. Предлагаемые ст. 13 законопроекта ограничения по отступлению внедрения НДТМ на существующих предприятиях нужно отменить", – прокомментировала Бойко.

Ольга Бойко подчеркнула, что украинские промышленные предприятия имеют ограниченный доступ к финансовой поддержке со стороны государства на внедрение НДТМ, поэтому не все успеют модернизироваться в указанное законом время. В то же время предприятия стран ЕС, по ее словам, с 2000 года получили более 800 млрд евро государственной помощи.

По ее словам, некоторые предприятия, мощности которых имеют устаревшие технологии или сильно повреждены в результате военных действий, могут отказаться от их модернизации, решив вообще вывести такие установки из эксплуатации.

Большинство таких предприятий являются градообразующими для отдельных населенных пунктов. Их закрытие может привести к появлению определенных социально-экономических проблем. Открытие новых производств, компенсирующих рабочие места и налоговые поступления, требует времени. И потому, предлагаемый статьей 29 законопроекта №11355 срок обязательного вывода из эксплуатации таких установок, который не может превышать 10 лет, недостаточен, и его целесообразно увеличить хотя бы до 15 лет", – считает эксперт.

Коллапс из-за интегрированного разрешения?

В Европейской бизнес ассоциации подчеркивают, что новая разрешительная система, прописанная в законопроекте, не учитывает особенностей военного времени. По закону уже с 2028 года деятельность в определенных отраслях экономики будет возможна только при наличии нового интегрированного разрешения. Процесс подготовки документов для его получения достаточно длительный. В условиях войны собранная информация может быстро утратить актуальность из-за не зависящих от предприятия обстоятельств.

Специалисты ЕБА считают, что необходимо отложить переход на новые разрешительные документы на послевоенный период и обеспечить их получение в течение 4 лет после прекращения военного положения.

Ольга Бойко отметила, что несовершенный переход на новую разрешительную систему может привести к коллапсу украинской экономики.

апример, если Минприроды решит, что все действующие разрешения на выбросы загрязняющих веществ, на спецводопользование и операции по обработке отходов больше не действуют. Тогда всем придется получать новое интегрированное разрешение, которое их всех заменит. Из опыта внедрения новых лицензионных условий для управления опасными отходами, что привело к автоматическому аннулированию действующих лицензий, такая перспектива более чем реальна", – прокомментировала эксперт.

Законопроект евроинтеграционный, но реализация не совсем

Председатель правления "Альянса восстановления Украины" Юрий Маслов считает, что в законопроекте из процесса формирования пособия НДТМ исключены представители промышленных предприятий и неправительственных природоохранных организаций. По его словам, это нарушение требований статьи 13 Директивы 2010/75/ЕС и может влиять на эффективность внедрения НДТМ.

"В пунктах 13 и 14 преамбулы Директивы 2010/75/ЕС указана процедура, которая обеспечивает формирование пособия по НДТМ. Оно создается путем проведения прозрачного форума, во время которого заинтересованные стороны обмениваются информацией по определению наилучших доступных технологий. Происходит обмен информацией между государствами-членами, заинтересованными отраслями промышленности, неправительственными организациями, способствующими защите окружающей среды.

Указанная норма, изложенная в статье 13 Директивы, не имплементирована в законопроект 11355. На наш взгляд, это ставит под сомнение прозрачность и эффективность формирования пособия по НДТМ, согласно с которыми субъекты хозяйствования должны совершенствовать свои производства и бизнесы", – отметил Маслов.

О деньгах на модернизацию как обычно забыли?

В законопроекте указано, что финансирование прописанных мер будет происходить из следующих источников:

  • государственные средства из бюджетов всех уровней;
  • собственные деньги предприятий;
  • добровольные взносы на модернизацию;
  • другие источники финансирования, не запрещенные законодательством (кредиты, гранты, международная финансовая помощь).

В результате войны в Украине значительно сократилось производство. Часть компаний работает не в полную силу. Значительное количество производственных мощностей было уничтожено при обстреле. Поэтому предприятия недополучают прибыль и терпят убытки. Из-за этого бизнесу будет очень сложно провести модернизационные мероприятия за свой счет, при этом в определенный законопроектом срок.

Генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий Владислав Антипов подчеркивает, что проект закона нечетко определяет источники финансирования мер по внедрению НДТМ.

аконопроект не предусматривает конкретных механизмов получения такого финансирования. Это очень важный вопрос, потому что почти все экологические реформы предыдущих лет буксовали из-за отсутствия понятных источников их финансирования", – прокомментировал Антипов.

Модернизация промышленности в Европейском Союзе и выполнение Директивы 2010/75/ЕС по внедрению НДТМ в целом финансируется за счет грантов из фондов ЕС. Так что бизнес и власть могли бы искать финансовую поддержку за границей. Но война в Украине препятствует такому финансированию.

"В условиях войны ввести НДТМ практически нереально. На это есть объективные факторы. Сейчас невозможно привлечь капитал, невозможно использовать мировые технологии (иностранцы не приедут к нам, чтобы их налаживать) и очень трудно строить (из-за обстрелов и недостаточного количества рабочего персонала)", – говорит Владислав Антипов.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации