Всемирный банк представил аналитику по зеленым закупкам в мире Shutterstock

Всемирный банк представил аналитику по зеленым закупкам в мире

Иван Шевчук

Не все страны в равной степени готовы привлекать зеленые публичные закупки, однако ничто не мешает более активно применять этот инструмент практически повсюду

Сегодня практически во всех странах мира есть хоть какие-то элементы зеленых публичных закупок. При этом безусловными лидерами такого процесса являются развитые страны Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Именно они 20 лет назад и начали учитывать экологическую составляющую при заказе товаров и услуг.

Об этом говорится в исследовании Всемирного банка "Зеленые публичные закупки: обзор зеленых реформ в национальных системах публичных закупок". ЭкоПолитика предлагает анализ этого документа.

Покупать с пользой для окружающей среды

Зеленые публичные закупки (ЗПЗ) — это приобретение государством и громадами товаров, работ и услуг с улучшенными экологическими характеристиками. Эксперты Всемирного банка видят залог эффективности этого механизма в том, что объемы публичных закупок достаточно значительны. На них по всему миру ежегодно приходится 11 трлн долларов США, а это около 11% глобального валового продукта. Во многих развивающихся странах именно государство является крупнейшим покупателем товаров и услуг.

Исследователи отмечают, что зеленый подход при публичных закупках все чаще становится обязательным элементом таких закупок. Причем этот инструмент все больше становится компетенцией не собственно экологических структур, а финансовых. Именно в министерствах финансов делают поправку на экологию и климатические изменения, когда формируют макроэкономическую политику и готовят бюджет.

Просто начни!

Эксперты Всемирного банка уверяют, что для введения зеленых закупок не следует ждать, пока в государстве будет отработана вся необходимая правовая база. Они говорят, что большинство стран начинают свой путь в ЗПЗ с помощью простых критериев, таких, к примеру, как энергоэффективность. Этот критерий отвечает одновременно и экологическим требованиям, и соображениям экономической целесообразности. Впоследствии сферу ЗПЗ можно будет расширить.

Исследователи признают, что стоимость экологически чистых продуктов, услуг и работ может оказаться выше, чем у тех, которые не отвечают экологическим требованиям. Впрочем, они отмечают, что с развитием зеленого рынка потребители все чаще будут отдавать предпочтение зеленому продукту, тот будет ставить все более массовым, а следовательно – более дешевым. Иногда достаточно просто поддержать перспективный проект на старте.

Удачный пример

Эксперты Всемирного банка говорят, что государственные закупки сыграли ведущую роль в создании рынка электромобилей в Японии. Уже хорошо известный и у нас Nissan Leaf, первый в мире серийный электромобиль, был представлен в 2010 году. В первые годы производства большинство таких автомобилей приобрели местные органы власти. В течение года после запуска производства почти половина из 619 заряжающих станций была установлена ​​на территории госучреждений. Благодаря этой стартовой государственной поддержке Nissan усовершенствовал свои технологии. Он разработал зарядные устройства, которые оказались быстрее, меньше и дешевле, и установил их по всей Японии. Продажи его электромобилей резко выросли.

А что у нас?

В исследовании Всемирного Банка Украину упомянули буквально несколько раз – в перечне стран, где принялись применять подходы Программы ООН по окружающей среде (UNEP), касающиеся устойчивых публичных закупок (SPP). Вместе с Чили, Грузией, Ливаном, Тунисом, Уругваем и другими. Ориентированность на принципы устойчивого развития отражена в Указе президента Украины №722/2019 "О Целях устойчивого развития Украины на период до 2030 года". Механизм устойчивых публичных закупок во многом совпадает с тем, что предлагают при реализации зеленых публичных закупок, которые исследовал Всемирный банк. Так что в этом смысле участие Украины в программе ООН получило положительную оценку.

В исследовании отметили, что не существует какого-либо единственного пути к внедрению ЗПЗ. В каждой стране он имеет свою специфику, связанную с местными возможностями и экологическими угрозами.

Из интересного для нас - предложение Всемирного банка привлекать международные ресурсы. "Нет никакой необходимости начинать ЗПЗ на пустом месте", - говорят эксперты.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что НБУ обяжет финучреждения оценивать влияние своих проектов на окружающую среду.

Читайте также
Экокомитет проголосовал за скандальный законопроект "Об управлении лесами" – УПГ
Экокомитет проголосовал за скандальный законопроект "Об управлении лесами" – УПГ

Законопроект отменяет процедуру ОВД для сплошных санитарных рубок для участков менее 10 гектаров

Минприроды начало разработку законопроекта "О батареях и аккумуляторах"
Минприроды начало разработку законопроекта "О батареях и аккумуляторах"

Принятие такого закона является частью евроинтеграционных обязательств Украины

Появилась повестка парламентского экокомитета на 14 марта
Появилась повестка парламентского экокомитета на 14 марта

Нардепы рассмотрят 2 профильных законопроекта, при наличии заключения научно-экспертного управления