Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов учло большинство поправок, которые инициировала община Каменского в новой редакции Закона Украины "Об экологическом аудите".
Сейчас документ готовится для представления в Верховную Раду Украины, сообщил глава Каменской городской экологической комиссии Александр Лукашов в Facebook.
Отмечается, что институт экологического аудита был введен 17 лет назад. С момента принятия в 2004 году закон не претерпел существенных изменений, что породило анахронизмы в его положениях и коллизии с другими нормативно-правовыми актами. Это фактически сделало невозможным проведение обязательного экоаудита предприятий-загрязнителей.
Разработка изменений в Закон продолжалось с января. От Каменского свои предложения предоставили экологическая комиссия горсовета и общественная организация "Чистый воздух Украины". В общем экологическое министерство учло предложения усилить позиции местного самоуправления и сделать процедуру экологического аудита более прозрачной и независимой от недобросовестных компаний.
"Защита каждого пункта предложений была очень напряженной для нашей команды. Мы осуществили комплексный анализ законодательства, смоделировали различные варианты развития событий во избежание "подводных камней" во время процедуры экоаудита. Объединив все это с насущными потребностями относительно норм проведения аудита и практической стороной этого вопроса, сформировали ряд поправок к закону. Теперь слово за парламентом", — отметил Александр Лукашов.
В частности Минприроды согласовало законодательное закрепление аудита громад, поселков и городов. Также под аудит официально будут подпадать отдельные природные объекты: заповедники, водные бассейны и другие. Осуществление экоаудита города позволит установить фактические, а не декларативные, показатели уровня воздействия на окружающую среду загрязнителями. В случае выявления нарушений природоохранного законодательства — инициировать привлечение к ответственности.
"Существовала практика проведения аудита в отдельных административно-территориальных единицах. Однако это были отдельные частные инициативы. Когда проект закона будет принят, города, поселка и другие единицы территориального устройства официально станут объектами экоаудита", — рассказывает председатель экологической комиссии Каменского.
В проект закона "Об экологическом аудите" также вошли правки относительно процедуры заключения договоров на проведение обязательного экологического аудита. Текущая редакция предусматривает обязательное согласование такого договора с руководителем (собственником) объекта аудита, но не регламентирует процедуры, сроков и порядка его проведения. Принятые изменения предусматривают только сообщение о заключенном между заказчиком и непосредственным исполнителем договор.
"Не секрет, что не все владельцы или руководители хотят, чтобы их предприятие проходило аудит. Поэтому они пользовались несовершенством законодательства и не согласовывали его проведение. Новая редакция Закона позволит просто проинформировать топ-менеджмент объекта о том, что экологический аудит состоится. Если короче — ставит перед фактом. Это сделает невозможным потенциальные злоупотребления своими правами руководителей объектов обязательного аудита, позволит избежать нарушений законодательства в сфере публичных закупок", — отметил Александр Лукашов.
По инициативе главы экологической комиссии горсовета внесены изменения в тех положениях Закона, которые приводили к манипуляциям нормами законодательства, а также, что самое главное, предоставляли руководителям предприятий-загрязнителей формальные основания для избежания обязательного экологического аудита.
"Текущая редакция Закона содержит ссылки на постановление КМУ, которое утратило силу еще в 2019 году, а также оперирует терминами, которые уже не содержат за собой законодательной основы. С практической точки зрения это было существенным препятствием при реализации природоохранных мероприятий органами местного самоуправления", — дополнительно пояснил председатель комиссии.
Минприроды также поддержал инициативы общественной организации "Чистый воздух Украина", обеспечивающие прозрачность процедуры экологического аудита. В частности, его результаты должны быть обнародованы на сайте министерства и заказчика. Заказчиком обязательного экоаудита могут быть заинтересованы органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Также предусматривается обновление процедуры отвода исполнителя экологического аудита. Текущая редакция Закона дает возможность руководителю или владельцу предприятия заявить отвод без всякого обоснования и не предусматривает сроков, порядка и мотивов для такого отвода. В новый проект закона внесли норму, определяющую четкое основание для заявления отвода — обоснованную личную заинтересованность исполнителя экологического аудита в результатах проверки.
"Для нас, как для представителей общественности, крайне важным является фактор прозрачности. Любой житель вправе в кратчайшие сроки и в доступный способ ознакомиться с результатами экологического аудита его города или предприятия, которое там работает. К тому же мы сработали на упреждение. Если, например, руководителю завода показалось, что аудитор "не такой", это не может быть основанием для отвода, но если есть обоснованная и подтвержденная информация о личной заинтересованности, пожалуйста, реализуйте свое право — заявляйте отвод", — отметил лидер ОО "Чистый воздух Украины" Артем Бижко.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что город Каменское Днепропетровской области занял второе место в рейтинге городов с самым загрязненным воздухом в Украине.