Во вторник, 25 мая, в Киеве состоялась пресс-конференция по законопроекту № 3091 "О государственном экологическом контроле".
Во время мероприятия затронули ряд важных вопросов в сфере защиты окружающей среды и обсудили реформу государственного экологического контроля, в частности Госэкоинспекции как контролирующего органа. Подробнее о ключевых тезисах дискуссии рассказывает ЭкоПолитика (чтобы посмотреть онлайн-трансляцию, проскролльте новость вниз).
Так, на пресс-конференции обратили внимание на проблемы, которые не способствуют защите окружающей среды. Среди них — старая и неэффективная постсоветская система государственного экоконтроля, которая не менялась десятки лет, дублирование функций восемью центральными органами исполнительной власти и, как результат, наличие ряда коррупционных схем, недопуск инспекторов на предприятия и низкий уровень ответственности за экологические правонарушения, а также правовые коллизии в законодательстве и заведомо проигрышные дела в судах и тому подобное.
Во время дискуссии уделили внимание и негативному влиянию загрязненной окружающей среды на здоровье украинцев.
По словам исполнительного директора МБО "Экология. Право. Человек" Елены Кравченко, в год от загрязненного атмосферного воздуха в Украине умирает 55 тыс. человек от сердечно-сосудистых болезней и онкозаболеваний. Это $94,2 млн потерь для экономики, или 27% ВВП всей Украине. Сейчас Украина занимает 5-е место по смертности на 100 тыс. человек населения.
"Неэффективный государственный контроль приводит к загрязнению окружающей среды и, как следствие, увеличение заболеваемости и смертности в Украине. Есть системные проблемы, которые необходимо решать именно на законодательном уровне", — рассказал заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Шахматенко.
Отмечается, что без действенной европейской системы госэкоконтроля в Украине продолжает безнаказанно наносить вред окружающей среде. Создание такой системы должен обеспечить законопроект № 3091 "О государственном экологическом контроле".
Что предусматривает документ:
- регулирует имеющиеся коллизии и правовые неопределенности в законодательстве;
- устанавливает административно-хозяйственную ответственность субъектов хозяйствования за правонарушения;
- определяет порядок проведения проверок не только субъектов хозяйствования, но и органов государственной власти и местного самоуправления;
- закрепляет меры по выявлению и привлечению физических лиц к ответственности за экологические правонарушения;
- четко определяет права и обязанности субъектов хозяйствования и инспекторов;
- устраняет пробелы законодательства, касающиеся принятия и использования методик начисления убытков;
- усиливает общественный контроль за деятельность инспекторов.
- меняет подход к риск-ориентированному принципу, несмотря на самые большие загрязнители в отдельный четвертый уровень риска.
"Когда мы полностью изменим функционал, инструментарий, установим предохранители и четкую ответственность, только тогда сможем качественно реформировать Государственную экологическую инспекцию и создать действительно действенный орган контроля. Иначе результата не получим", — отметил Роман Шахматенко.
Со своей стороны, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко отметил, что реформа экологического контроля является сквозной.
"Без комплексных изменений в системе надзора никакая реформа в сферах управления отходами, лесного хозяйства, водных ресурсов, контроля за промышленным загрязнением не заработает", — сказал глава экокомитета.
В то же время председатель Государственной экологической инспекции Андрей Малеваный представил результаты внутренней трансформации ведомства за минувший год:
- завершен 2-й этап территориальной реформы инспекции, вскоре будет проведен 3-й этап. Удалось достичь уменьшения административных расходов и их направления на обновление материально-технической базы;
- внедрен ряд новейших технологий экологического контроля: спутниковое наблюдение для выявления экологических нарушений, функционал чат-бота SaveEcoBot для онлайн-обращений граждан;
- начата разработка электронной системы "Кабинет экологического инспектора", что позволит благодаря автоматизации многих внутренних процессов оптимизировать работу инспекции, сделать ее более открытой и прозрачной;
- обновлен ряд нормативно-правовых актов: восстановлена методика для расчета убытков за выбросы в воздух, внесены изменения в методику по исчислению убытков за засорение земельных ресурсов, благодаря чему суммы возмещения выросли в несколько раз.
По словам главы ГЭИ, на пути формирования мощного экологического контроля до сих пор стоят проблемами нормативно-правового характера, среди — низкие штрафы за недопуск ГЭИ к проверке (760 грн); недостаточное финансирование на оплату судебного сбора и, соответственно, недостаточная эффективность по взысканию убытков в судебном порядке; низкая зарплата инспекторов (от 5500 гривен) при нагрузке в 100 проверок на одного человека ежегодно.
Малеваный подытожил, что системная перезагрузка органа невозможна без принятия законопроекта № 3091. Именно этот документ, по мнению председателя Госэкоинспекции, станет основой эффективного экологического контроля и защиты окружающей среды.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что нардеп Роман Иванисов и заместитель министра защиты окружающей среды Роман Шахматенко публично поскандалили из-за законопроекта "Об экоконтроле".