Компании обеспокоены возможным введением отдельной процедуры оценки воздействия на территории Изумрудной сети для принятия решений об осуществлении планируемой деятельности, которая, по сути, будет аналогична уже имеющемуся требованию проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВД – оцінка впливу на довкілля).
Как сообщается на сайте Европейской бизнес-ассоциации (EBA), компании будут вынуждены получать дополнительный документ разрешительного характера для осуществления хозяйственной деятельности – заключение по оценке воздействия на территории – и дважды осуществлять процедуру, которая имеет целью оценить и уменьшить негативное влияние планируемой деятельности на окружающую среду.
Более того, отмечается в сообщении, это приведет к увеличению финансовых затрат предприятий и задержки реализации проектов.
Ранее ЭкоПолитика писала о том, что нынешние органы экологического контроля очень коррумпированные — это доказывает то, что буквально каждую неделю экоинспекторов ловят на взятках. А сам бизнес признал Госэкоинспекцию одним из своих главных врагов. Расценить появление очередной процедуры оценки, которая к тому же аналогична уже существующей, можно как еще один коррупционный прецедент.
Отметим, что в конце 2020 года в Верховной Раде зарегистрировали проект закона "О территориях Изумрудной сети" №4461. Изумрудная сеть выступает аналогом европейской Сети NATURA 2000, к которой относят специальные природоохранные территории.
"Бизнес-сообщество поддерживает необходимость урегулирования процесса управления территориями Изумрудной сети в Украине, предусмотренные законопроектом, а именно: создание Национального реестра территорий Изумрудной сети с определением географических границ, системы мониторинга статуса сохранения типов природных оселения и видов природной фауны и флоры, разработка общегосударственных планов управления территориями Изумрудной сети и т.д.", – говорится в сообщении EBA.
С целью учета позиции всех стейкхолдеров Европейская Комиссия в 2001 году в рамках специальных рекомендаций по оценке воздействия проектов планируемой деятельности на территории NATURA 2000 предложила внести оценку воздействия на территории Изумрудной сети как отдельную составляющую общей процедуры ОВС.
В то же время законопроект №4461 содержит ряд других положений, которые не в полной мере соответствуют европейским практикам и могут осложнить реализацию инвестиционных проектов бизнеса. Это такие:
- Решение об отсутствии необходимости осуществлять оценку воздействия на территорию Изумрудной сети будет принимать Минприроды. По мнению бизнеса, это может привести к разногласиям в трактовке законопроекта и вызвать коррупционные риски.
- Процедура получения решения об отсутствии негативного влияния на территории Изумрудной сети может стать причиной увеличения сроков реализации проектов ориентировочно на 50-60 рабочих дней.
- Необходимость проведения оценки воздействия на территории Изумрудной сети в процессе осуществления землеустройства на практике может привести к необходимости проведения оценки воздействия на территории несколько раз для реализации одного проекта. Такой подход не в полной мере соответствует Директиве 92/43/ЕЭС, которой предлагается проводить анализ влияния на территории по плану или проекту, а не в отношении каких-либо промежуточных действий, что могут иметь отношение к плану или проекту.
- Брак четкого понимания, будут ли распространяться требования по оценке влияния на территории Изумрудной сети на компании, которые уже получили все разрешительные документы и прошли процедуру ОВС. Так, целесообразно было бы, при наличии вывода из ОВС, полученного до вступления в силу проектом закона, уточнить отсутствие требования проводить дополнительную оценку воздействия на территории.
- Отсутствие определенных последствий получения отрицательного заключения по результатам оценки воздействия на территории Изумрудной сети.
- Отсутствие переходного периода для вступления в силу планов управления территориями Изумрудной сети, которые разрабатываются в течение 6 лет и устанавливают меры по сохранению биоразнообразия, а также запреты и ограничения на определенные виды деятельности. По убеждению бизнеса, такой переходный план нужно привязать к дате утверждения планов управления территориями Изумрудной сети.
Учитывая вышеизложенное бизнес-сообщество обратилась к парламентариям с просьбой доработать законопроект №4461 с учетом комментариев и предложений Европейской бизнес-ассоциации.
Как писала ЭкоПолитика, Минприроды назначило дополнительные ОВС двум проектам по добыче торфа на Полесье.