В Украине хотят заменить "зеленый" тариф на новую модель Net billing: что изменится shutterstock

В Украине хотят заменить "зеленый" тариф на новую модель Net billing: что изменится

Екатерина Белоусова

Изменения будут касаться только новых потребителей, которые установят генерирующие мощности из ВИЭ

Минэнерго инициировало законопроект по поддержке производства "зеленой" электроэнергии генерирующими установками потребителей, который предусматривает замену "зеленого" тарифа на новую модель поддержки Net billing.

Она ориентирована на покрытие собственного потребления и не потребует дополнительных финансовых затрат со стороны государства или других потребителей, говорится в блоге на "Экономической правде" первого заместителя министра энергетики Юрия Власенко.

Это будет способствовать достижению доли 25% электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии, в 2030 году и позволит Украине создать устойчивую энергосистему с преимущественно чистым энергетическим миксом, где ценообразование справедливо, а электроэнергия – доступна.

Законопроект предусматривает развитие "зеленой" энергии без перекрестного субсидирования, со значительно более широким кругом участников, и направленность на усиление индивидуальной энергонезависимости.

Право пользоваться моделью поддержки Net billing будет иметь не только домохозяйства, но и небытовые потребители – предприятия, учреждения и организации.

Этот механизм позволит потребителям использовать средства, полученные от продаж избыточных объемов производимой электроэнергии в последующий расчетный период. То есть потребитель получает денежный "депозит" за отпущенную в сеть избыточную энергию по цене, сложившейся на тот момент на рынке "на сутки вперед" или по договорным условиям.

В случае, если потребность в электроэнергии будет превышать ее производство, электропоставщик будет хранить эти средства на лицевом счете потребителя и использовать для оплаты потребленной электроэнергии в последующие периоды в течение календарного года.

Потребители, которые установят СЭС или ВЭС, смогут заключить договор купли-продажи электрической энергии с механизмом самопроизводства, а именно: между частным домохозяйством (до 30 кВт) или малым небытовым потребителем (до 50 кВт) и поставщиком универсальных услуг или другим потребителем ( до 500 кВт) и электропоставщиком.

Власенко отметил, что такой подход выгоден для тех, кто хочет производить энергию не с целью продажи, а для собственной энергетической автономии, особенно для конечных небытовых потребителей.

Пока потребителей стимулируют устанавливать генерации по ВИЭ благодаря модели "зеленого" тарифа. Она дала значительный толчок к созданию новой индустрии и повлекла за собой стремительное развитие малой генерации.

С 2018 по 2022 год суммарная мощность установок СЭС в домохозяйствах выросла более чем в пять раз и составила 1205 МВт (около 45 тысяч единиц).

"Действующая модель имеет ряд ограничений и недостатков, которые приводят к злоупотреблениям и не позволяют обеспечить постоянство и устойчивость развития "зеленой" генерации", – отметил Власенко.

Недостатки "зеленого" тарифа:

  • Модель фиксированного "зеленого" тарифа стимулирует не столько развитие собственной энергетической независимости, как целенаправленную продажу электрической энергии из ВИЭ.
  • Такая модель приводит к ряду технических вызовов и искажает идеологию поддержки малой генерации по ВИЭ для приближения чистой "зеленой" энергии к потребителям и повышения их собственной энергонезависимости. Наблюдаются злоупотребления, связанные со строительством солнечных электростанций частных домохозяйств без потребления электрической энергии или манипуляции, связанные с увеличением мощности таких объектов.
  • Пока механизм поддержки генерации из ВИЭ урегулирован только для домохозяйств (до 30 кВт) и энергетических кооперативов (до 150 кВт).

Власенко отметил, что большой пласт небытовых потребителей, которые могли бы устанавливать генерирующие установки для компенсации, прежде всего, собственного потребления, выведен из системы государственной поддержки и законодательно не урегулирован.

“Очевидно, что конкурентный рынок не может развиваться на подобных началах. При этом сама идея развития возобновляемой энергетики для потребления необходима и правильна”, – отметил он.

Однако дальнейшее увеличение количества таких установок при текущей модели "зеленого" тарифа приведет к существенному росту расходов, заложенных в тариф оператора системы передачи и обострения приведенных выше технических проблем.

Законопроект предлагает предоставить возможность потребителю энергии из собственных альтернативных источников компенсировать потребление электрической энергии на собственном объекте, даже если генерирующая установка находится в другом месте. Она должна быть подсоединена к электрическим сетям одного и того же оператора системы распределения, что и потребитель, и расположена на территории деятельности соответствующего поставщика услуг.

Это позволит, в частности, избавиться от "дискриминации", которую сейчас испытывают жители многоквартирных домов, не имеющих площади для установления СЭС. Так ОСМД сможет построить солнечную станцию ​​на имеющейся площади вне дома или рядом с городом и потреблять производимую ею энергию.

Законопроект также учитывает действующий на сегодняшний день механизм возложения специальных обязанностей по обеспечению доступности электрической энергии (ПСО) для бытовых потребителей. Они также смогут устанавливать генерирующие мощности по ВИЭ и "продавать" излишки производимой электроэнергии по определенной в рамках ПСО цене. И выходить "в ноль" при снабжении себя электроэнергией.

“Преимущества, заложенные в этом законопроекте, не являются гипотетическими. В частности, схожая модель просьюмерства успешно внедрена в Литве – первой стране Евросоюза, которая смогла полностью отказаться от импорта российских энергоносителей благодаря диверсификации подходов в производстве и потреблении энергии”, – подчеркнул Власенко.

Предложенные законопроектом подходы будут касаться только новых потребителей, которые установят генерирующие мощности по ВИЭ.

Минэнерго начинает общественное обсуждение этого законопроекта.

Реализация закона позволит обеспечить дальнейшее развитие малой распределенной генерации электрической энергии из возобновляемых источников энергии потребителями без государственной поддержки.

Напомним, по состоянию на 8 июня доля чистой энергии (атомная, гидро-, ветряная, солнечная, биогенерация) в энергобалансе Украины достигла 87,4%.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, ГП "Гарантированный покупатель" разработало законопроект для получения права экспортировать "зеленую" электроэнергию и разрабатывает подзаконные нормативно правовые акты для осуществления экспортных операций.

Читайте также
Испанская компания получила €7 миллионов на производство зеленой энергии из волн
Испанская компания получила €7 миллионов на производство зеленой энергии из волн

Это будет способствовать достижению целей ЕС по использованию энергии океана

Правительство одобрило введение гарантий происхождения зеленой электроэнергии
Правительство одобрило введение гарантий происхождения зеленой электроэнергии

Это поможет реализовать цели Энергетической стратегии по увеличению производства электроэнергии из ВИЭ

В Украине в 2023 году мощности зеленой генерации выросли до 8,7 ГВт. Инфографика
В Украине в 2023 году мощности зеленой генерации выросли до 8,7 ГВт. Инфографика

20 биогазовых установок вообще не производили энергию, а 5 работали на 75-82% мощности