Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины не учло значительную часть предложений и замечаний, поступивших от стейкхолдеров в процессе обсуждения нового Национально определенного вклада Украины (НОВ2) в Парижское климатическое соглашение.
С отчетом о результатах проведения электронных консультаций с общественностью по проекту распоряжения Кабинета министров Украины "Об одобрении Второго национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение" можно ознакомиться на сайте ведомства.
Документ насчитывает 252 страницы и содержит ответы на предложения 32 заинтересованных сторон – организаций и граждан. ЭкоПолитика последовательно их проанализировала.
Представители бизнес-сообщества
Первыми в перечне представлены ответы на предложения и замечания Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), а также общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне (Федерации работодателей Украины (ФРУ) – ред.) Каждая из этих организаций предоставила по 2 предложения, по одному из которых было учтено министерством, а другие – отклонены.
Так, Минприроды отказало ФРУ в установлении цели сокращения выбросов парниковых газов на уровне 65,1% от уровня 1990 года и возвращении к этому вопросу через 3 года после завершения войны. Аналогично получило отказ и более широкое предложение от ЕБА рассмотреть возможность пересмотра климатических обязательств Украины в сторону уменьшения с учетом условий военного положения и экономических реалий.
Обоснование для такого отказа выглядит несколько странно: в министерстве объяснили, что в процессе проведения общественного обсуждения от ряда общественных организаций и объединений общественных организаций поступили предложения по увеличению амбициозности цели НОВ2.
"Таким образом, с целью всестороннего учета предложений различных заинтересованных органов, цель НОВ2 в рамках проекта акта определена в пределах диапазона "Сокращение общих выбросов парниковых газов с учетом абсорбции в 2035 году на 68-73% от уровня выбросов 1990 года", – резюмировали в Минприроды.
То есть ведомство считает одинаково весомыми:
- позицию представителей бизнеса, которые сделали основательное аналитическое исследование для аргументации своего предложения и знают о ситуации с промышленным производством и экономикой из первых уст;
- позицию общественных активистов, которые оперируют аргументами наподобие "у нас и так выбросы существенно уменьшились, поэтому давайте на этом не останавливаться".
И то, что эта "декарбонизация" произошла по сути из-за деиндустриализации, вообще никого, кроме промышленников, кажется, не волнует.
Зато министерство учло предложение бизнес-сообщества о возможном пересмотре климатических целей через 3 года после завершения войны, а также о запуске работы по открытию доступа для украинских предприятий к европейскому финансированию, в частности фондам декарбонизации.
Граждане
Далее по документу идет большой стек абсолютно одинаковых предложений от граждан, который каждый раз состоит из трех пунктов:
- повысить цель по сокращению выбросов парниковых газов до такой, которая будет означать реальное сокращение по сравнению с текущими цифрами;
"По данным же Минприроды, цель, определенная в проекте НОВ уже была достигнута в 2023 году", – утверждают заявители.
- дополнить текст НОВ целями по адаптации к изменению климата;
- определить четкий план по сворачиванию или реформированию углеродоемких отраслей экономики, а также план смягчения потенциального влияния этих мероприятий на громады и сообщества, зависимые от этих отраслей, в соответствии с принципами справедливой трансформации.
Министерство учло только второе предложение, первое и третье – отклонило.
Общественные организации
Только три ОО подали свои замечания и предложения по НОВ2: "Экодия", объединение "Украинская климатическая сеть", "Украинский Альянс Ноль Отходов". Рекомендаций от активистов достаточно много. Иногда они имеют чисто формальный характер, однако есть и более существенные и принципиальные.
Так, в ОО предлагают установить цель сокращения выбросов парниковых газов к 2035 году на 76-80% от уровня 1990 года. Опираясь на данные Национального отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов и удаления их поглотителями в Украине за 1990-2023 годы, экоактивисты говорят, что выбросы парниковых газов в 2023 году сократились почти на 76%.
"Учитывая данное сокращение по состоянию на 2023 год, цель по сокращению в проекте НОВ на 68-73% к 2035 году является фактически целью для роста выбросов парниковых газов", – считают они.
Но, опять же, при этом то ли не осознают, то ли сознательно не принимают во внимание тот факт, что существенное снижение уровня выбросов произошло из-за деиндустриализации в результате полномасштабного вторжения и сложной экономической ситуации в Украине.
Как еще один аргумент в пользу установления более амбициозного НОВ2 активисты приводят евроинтеграционные стремления Украины.
"Учитывая то, что Украина прилагает усилия стать частью ЕС, важно учитывать динамику климатических целей Евросоюза. В частности, Европейская комиссия обозначила ориентир сокращения чистых выбросов парниковых газов на 90% по сравнению с уровнем 1990 года, что соответствует последним научным выводам. Это создает дополнительный ориентир для Украины при формировании собственной цели на 2040 год", – считают в ОО.
При этом представители общественных организаций не учитывают два очень важных фактора. Во-первых, на реализацию своих амбициозных климатических целей в ЕС на постоянной основе сразу через несколько фондов выделяют значительные финансовые ресурсы, чтобы помочь европейским производителям декарбонизироваться. Во-вторых, в самом Евросоюзе уже который месяц продолжаются ожесточенные споры относительно установления цели в 90% сокращения выбросов к 2040 году. И все больше стран отказываются поддержать столь амбициозную цель.
А как же научное моделирование?
Стоит также заметить, что Минприроды ни разу, когда отказывало в учитывании предложения, не привело в качестве обоснования результаты научного сценарного моделирования динамики выбросов парниковых газов в Украине, которое неоднократно презентовали общественности. То есть сейчас выглядит так, что министерство взяло самое скромное предложение от промышленников (65,1%) и амбициозное от экоактивистов (76-80%) и решило установить цель где-то посередине, не опираясь на конкретные цифры, факты и анализ текущей ситуации.
Напомним, ранее специалисты ЕБА проанализировали вызовы и пути их решения при установлении НОВ2 Украины.