В Киеве 85% выбросов приходится на транспорт: как будут бороться Сергей Долженко / EPA

В Киеве 85% выбросов приходится на транспорт: как будут бороться

Иван Шевчук

Чтобы снизить количество транспортных выбросов, в Киеве планируют пересадить пассажиров на общественный транспорт, электромобили и велосипеды, или просто дать возможность реже ездить по городу

На личные автомобили в Киеве должно приходиться не более 10% пассажирских перевозок. На такой показатель городские власти хотят выйти уже через 10 лет. Остальных пассажиров планируют пересадить на общественный транспорт, электромобили и велосипеды.

Желаемое распределение использования транспорта

Желаемое соотношение транспортных средств отражено в "Экологической стратегии Киева к 2030 году". Ее депутаты Киевсовета приняли 20 декабря.

ЭкоПолитика проанализировала транспортный аспект этого документа.

Источники выбросов в Киеве

Именно на транспорт приходится 85% загрязнения атмосферного воздуха в Киеве. 70% транспортных выбросов дает личный автотранспорт. Сейчас его удельная доля гораздо больше желаемых 10%. В Киеве официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. На 2-3 жителя столицы приходится один автомобиль. К 2025 году, по прогнозам, количество автомобилей должно вырасти еще на 60%.

Что планируют сделать в Киеве, чтобы за оставшиеся 5 лет затолкать этот железный поток в те 10%?

  • Разгрузить город от транзита

Сегодня 40% авто, проезжающих по дорогам Киева – транзитные. Так что существенно снизить нагрузку на экологию и инфраструктуру столицы можно, пустив их в обход города. Это станет возможным после завершения строительства Большой кольцевой дороги. Буквально на днях, 17 декабря, открыли проезд по ее новому участку – от улицы Семьи Кульженко до улицы Богатырской.

Срок завершения строительства Большой кольцевой дороги не раз переносили. По нынешним планам ее должны сдать в 2025 году.

  • Качественно и количественно обновить общественный транспорт

Он должен стать более комфортным, чтобы привлечь киевлян, и более экологичным, чтобы по минимуму загрязнять воздух столицы. Если говорить об автобусах с двигателями внутреннего сгорания, то здесь можно перейти на использование газа в качестве горючего – природного, а в перспективе - биометана или водорода. Это европейская практика, проверенная уже десятилетиями.

Развитие электротранспорта в Киеве

А к 2030 году все пассажирские перевозки должны производиться исключительно электрическим общественным транспортом. Вдобавок к метро, ​​трамваям и троллейбусам в столице планируют активно использовать электробусы. Они не нуждаются в контактной сети, а с развитием технологий, прежде всего – аккумуляторных, становятся все более доступными. К концу следующего года Киев должен получить первые 17 электробусов. Тендер на их закупку КП "Киевпасстранс" объявило несколько месяцев назад.

  • Содействовать микромобильности

Проще говоря – создать условия, чтобы киевляне могли комфортно и безопасно пользоваться велосипедами, в том числе – и электрическими. Следует позаботиться о велодорожках, парковочных местах, системе проката электровелосипедов и электросамокатов. Сюда же авторы концепции добавили и зарядные станции для электромобилей. Хотя это направление – создание инфраструктуры для полноценных электрических легковушек, возможно, заслуживало бы отдельного пункта – потому что это не о велосипедах и самокатах.

  • Создать оптимизированную городскую среду

Город должен стать таким, чтобы большинство вопросов можно было решить в пределах пешеходной доступности. Инфраструктуру следует приблизить к месту жительства. Свою лепту здесь может внести и дальнейшее развитие дистанционных услуг. Меньше всего нагружает окружающую среду тот транспорт, которого попросту нет.

Мероприятия, направленные на то, чтобы снизить количество выбросов от транспорта в атмосферу столицы, выглядят уместными и реалистичными. Некоторые из них, такие как создание системы проката велосипедов и электросамокатов, осуществляются, по сути, автоматически в рамках бизнес-проектов. То же самое касается сектора электрических легковушек. Тут какие-то бюджетные сверхусилия, наверное, и не нужны.

Самым проблематичным выглядит механизм, который должен отправить в металлолом старые автомобили. Хотя комфортный городской транспорт – если его действительно сделают таким, вместе с дорогим горючим и возможными экологическими ограничениями вполне могут сделать так, что бензиновые автомобили на улицах столицы все-таки станут более новыми, чистыми и менее многочисленными.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что среди украинских регионов только Одесская область увеличила уровень вредных выбросов в атмосферу за последние 10 лет.

Читайте также
В декабре уровень загрязнения воздуха в Кривом Роге охарактеризовали как средний
В декабре уровень загрязнения воздуха в Кривом Роге охарактеризовали как средний

На всех исследуемых постах повышено содержание формальдегида

Киев убедительно покинул рейтинг грязных городов
Киев убедительно покинул рейтинг грязных городов

Как для миллионного мегаполиса Киев остается достаточно чистым городом, однако стремится улучшить свои экологические показатели

В воздухе Киева повысилось содержание формальдегида: где больше всего
В воздухе Киева повысилось содержание формальдегида: где больше всего

В ближайшие дни характер погоды не будет способствовать накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы.

Экоактивисты Кривого Рога научат украинцев бороться с загрязнением воздуха
Экоактивисты Кривого Рога научат украинцев бороться с загрязнением воздуха

Загрязненный воздух обуславливает каждый десятый случай младенческой смерти в возрасте до пяти лет