В ЕС введут налог на выбросы углерода от транспорта и отопления shutterstock

В ЕС введут налог на выбросы углерода от транспорта и отопления

Екатерина Белоусова

Новая схема торговли выбросами будет введена в 2027-2028 годах

ЕС планирует расширить схему торговли выбросами углерода на отопительный сектор и транспорт.

Также в блоке планируется создать новый Социальный климатический фонд на €87 млрд, чтобы смягчить влияние на домохозяйства и помочь им инвестировать в экологические решения, сообщает EURACTIV.

В материале объяснили, что новая цена будет применяться к бензину, дизельному топливу и природному газу для отопления. Ведь несмотря на попытки декарбонизации, выбросы от последнего продолжали расти в течение многих лет.

"Это, пожалуй, было самым спорным вопросом в ходе переговоров по реформированию Схемы торговли выбросами ЕС (ETS), крупнейшего углеродного рынка в мире и главного инструмента климатической политики ЕС", – подчеркнули авторы.

Представитель Европарламента Питер Лизе подчеркнул, что наиболее проблемным вопросом на переговорах являлся ETS2.

Участники переговоров согласились, что цена на выбросы углерода, возникающие в результате сжигания ископаемого топлива в автомобильном транспорте и отоплении, будет введена в 2027 году с максимальной ценой в €45 за тонну, которая будет действовать до 2030 года.

Лизе отметил, что такое соглашение является более масштабным, чем предполагала Европейская комиссия. Ведь новая схема включает в себя "технологическое тепло" от промышленной деятельности, а также отопление офисов.

Он добавил, что сельскому хозяйству и рыболовству не придется оплачивать дополнительные расходы на выбросы углерода, поскольку они являются "чувствительными" секторами. Также налогообложение не коснётся поездов, работающих на дизельном топливе.

Исследованием Потсдамского института климатических исследований показало, что новая схема торговли выбросами приведет к повышению цен на заправках до 10,5 центов за литр бензина и 12 центов за дизельное топливо. Цены на отопительное топливо, в частности газ, мазут и уголь, также возрастут, что нанесет ущерб бедным государствам-членам ЕС, которые больше полагаются на грязные ископаемые обогреватели.

В заявлении Европарламента отметили, что из-за энергетического кризиса новая схема может быть отложена на год, до 2028 года, если цены на энергоносители останутся "чрезвычайно высокими".

"Предварительное соглашение теперь должны подтвердить страны-члены ЕС и Европейский парламент, который проведет пленарное голосование в январе или феврале", – пояснили авторы.

Они также отметили, что переговоры по Схеме торговли выбросами для зданий и автомобильного транспорта – так называемой ETS2 – затянулись из-за политической деликатности введения того, что многие воспримут как новый налог. Чтобы оградить домохозяйства ЕС от роста стоимости топлива, законодатели согласились ввести новый Социальный климатический фонд. Он заработает в 2026 году, за год до начала применения новой цены на углерод. Фонд будет финансироваться за счет доходов, полученных от ETS2, причем 25% финансирования будет поступать от стран ЕС.

"Это сбалансированное соглашение, которое достигает амбиций, необходимых нам для того, чтобы сделать климатический переход более справедливым и быстрым", – сказал депутат Европарламента Дэвид Каса.

Он добавил, что страны ЕС будут располагать миллиардами, чтобы помочь уязвимым домохозяйствам и микропредприятиям.

"Социальный климатический фонд поможет уязвимым домохозяйствам при переходе на энергетику, например, с ваучерами на теплоизоляцию или переходом к более экологичным вариантам транспорта", – пояснила Эстер де Ланге от Европейской народной партии.

Однако депутат Европарламента партии зеленых Майкл Блосс подчеркнул, что фонда недостаточно, чтобы компенсировать это бремя.

Напомним, участники переговоров ЕС достигли соглашения по механизму корректировки углеродных границ (CBAM), который, среди прочих товаров, будет распространяться на импорт водорода.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, добровольный углеродный рынок (VCM) играет важную роль на пути к климатической нейтральности, что позволяет загрязнителям компенсировать выбросы СО2 покупкой углеродных кредитов из проектов его улавливания из атмосферы или сокращения выбросов. Наибольшими поглотителями углерода являются леса.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"