В ЭПЧ раскритиковали новую версию законопроекту "Об отходах" Shutterstock

В ЭПЧ раскритиковали новую версию законопроекту "Об отходах"

Екатерина Белоусова

Эксперты выделили 6 "острых" моментов

В проекте Закона Украины "Об управлении отходами"№2207-1-д, который ждет второго чтения в Верховной Раде, остались противоречивые положения, не соответствующие требованиям основных директив ЕС в этой сфере. А разрешительная и лицензионная деятельность, прописана в нем, нуждается в совершенствовании.

Об этом заявили в неприбыльной организации "Экология Право Человек" (ЭПЧ) на ее странице в Facebook. По мнению ее экспертов, которые проанализировали проект закона, некоторые его аспекты ухудшились.

Они выделили 6 таких моментов.

Из-под действия проекта Закона Украины №2207-1-д выведено металлолом, что противоречит требованиям Директивы ЕС об отходах, где такого исключения для металлолома нет.

"Более того, Директива предусматривает порядок получения статуса прекращения отходов для металлолома и применение к отходов металла положений Директивы об отходах. Если вывести металлолом из-под требований Закона "Об отходах", то объемы и потоки отходов металлолома будут неучтенные, к субъектам хозяйствования, которые будут заниматься обработкой металлолома, не будут применяться требования по получению необходимых разрешительных документов, ведение учета и регистрации в Единой государственной электронной системе в сфере отходов. Также из-за такого исключения, различные виды подобных металлолому отходов будут маскироваться под металлолом, чтобы избежать лишних требований и согласований, учета и регистрации субъектов хозяйствования и т.д. ", – считают в ЭПЛ.

В ЭПЛ говорят, что для более эффективной реализации такого принципа государственной политики в сфере управления отходами, как прослеживаемость, следует доработать положения законопроекта, в частности относительно обязанностей соответствующих субъектов в сфере обращения с отходами немедленно регистрировать изменения в праве собственности на отходы в Единой государственной электронной системе в сфере отходов.

"В тексте законопроекта обязанности проводить онлайн-информирование о сборе, перевозке и обработке отходов не предусмотрено, как и не предусмотрено адекватной ответственности за невыполнение своих обязательств по онлайн-информирование и своевременное внесение данных в Единой государственной электронной системы в сфере отходов" , – отметили эксперты организации.

Третий аспект – для введения европейской процедуры расширенной ответственности производителя (РИО), определение производителя продукции следует доработать, чтобы оно соответствовало определению рамочной Директивы об отходах – физическое или юридическое лицо, профессионально разрабатывает, производит обрабатывает, продает или импортирует продукты (производитель продукции).

"Согласно законопроекту, РИО включает: 1) раздельный сбор на всей территории Украины отходов, образовавшихся в результате потребления/использования продукции, а также дальнейшее управление этими отходами и финансовую ответственность за такую ​​деятельность. Однако среди мер нет приема отходов. Директива ЕС об отходах говорит также о принятии товаров или отходов, которые образовались после их использования от конечных потребителей. Принятия дальнейших законов, которые будут детализировать РИО, не позволит расширить круг субъектов, которые будут отвечать за достижение цели и целей РИО, а ограничит этот круг производителями продукции в том смысле, который заложен сейчас в законопроекте "Об отходах". В статье 15 Субъекты в сфере отходов не имеет производителей продукции и товаров. Если их не включать в этих субъектов, то будет сложно реализовать основные положения экономики замкнутого цикла, ведь именно на уровне дизайна и производства продукции закладываются условия, которые будут влиять на объем и безопасность отходов и упаковки продукции и товаров", – отметили экологические активисты .

В ЭПЛ обращают внимание, что статья 20 законопроекту вводит новый орган в сфере управления отходами – Национальную комиссию, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), и предоставляет ее полномочия: утверждение лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по удалению бытовых отходов; лицензирования хозяйственной деятельности по удалению бытовых отходов. По мнению специалистов ЭПЛ, непонятно – какова цель такого лицензирования именно НКРЕКП? Они отмечают, что безопасность для окружающей среды от удаления отходами все равно проверяет разрешительный орган при ОВД, а уровень воздействия на здоровье человека проверяется санитарно-эпидемиологической экспертизой проектов строительства, эксплуатации или реконструкции полигонов ТБО.

"Захоронения (удаления) отходов также потребует разрешения на обработку отходов, будет выдаваться вновь ЦОИВ, что будет реализовывать политику в сфере обращения с отходами. Поэтому предоставление дополнительных полномочий иному органу, даже в сфере коммунальных отходов, закрепит беспорядок с учетом и контролем и государственным регулированием этой сферы и усилит разрешительный бремя на субъекты хозяйствования (на сегодня это коммунальные предприятия, в большинстве), которые содержат полигоны. На сегодня действующая версия Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг" не содержит положений о полномочиях Комиссии в сфере удаления бытовых отходов, кроме того первая версия законопроекта, который проголосован в Верховной Раде Украины, таких полномочий для НКРЕКП не предусматривала. Поэтому, целесообразность таких изменений и лицензионной деятельности НКРЕКП сомнительна, тем более что объекты удаления отходов любой мощности будут обязаны получать лицензию", – прокомментировали в ЭПЛ.

В ЭПЛ также отметили, что требования по захоронению отходов на полигонах следует привести к требованиям, которые предусмотрены в Директиве о захоронении отходов. В проект закона №2207-1-д, по мнению активистов, в этом есть существенные недостатки.

"Так, в ст.42 в ч.3 дан неполный перечень отходов, которые запрещается захоронивать на полигоне. В п.5 указано, что отходы, собираемые раздельно для подготовки к повторному использованию и рециклингу, кроме отходов, образующихся в результате операций восстановления с раздельно собранных отходов и удаление которых на полигоне обеспечивает лучший результат для окружающей среды. Однако Директива о захоронении отходов в ст.6 говорит, что только отходы, которые подвергались обработке, могут быть захоронены. Какую же обработку подразумевает европейский законодатель? Обработка в понимании этой директивы означает: физический, термический, химический или биологический процесс, включая сортировку, что изменяет характеристики отходов для уменьшения их объема или опасных характеристик, облегчения обращения с ними и усиления восстановления. Поэтому предварительная обработка это: 1) физический, термический, химический или биологический процесс, включая сортировку; 2) вследствие этого процесса может меняться состав отходов, 3) и состав должен измениться, чтобы уменьшить объем отходов, опасные свойства отходов, или облегчить обращение с ними или усилить восстановления. Поэтому, в законопроекте следует заложить такие же положения", – пояснили эксперты ЭПЛ.

Также в ЭПЛ считают, что положения статьи 43 законопроекта о разрешительной деятельности следует детализировать для повышения качества разрешительных процедур, в частности следует определить необходимое образование руководителя объекта обработки отходов, а также требования к содержанию разрешений и лицензий в области управления отходами, чтобы последние отвечали требованиям рамочной Директивы об отходах. Также в ЭПЛ говорят, что в тексте закона следует предусмотреть обязательную проверку материально-технической базы заявителей к получению разрешительного документа или лицензии, и органа, который такую ​​проверку вправе проводить.

"В такой редакции, в которой мы увидели в этом месяце, данный проект закона Украины "Об отходах" № 2207-1-д не может запустить мусорную реформу, которую давно ожидает общественность, добросовестный бизнес и Европейский Союз. Состояние дел с отходами в Украине не дает депутатам право "провалить мусорную реформу" ", – подытожили в ЭПЛ.

Напомним, рассмотрение законопроекта об отходах снова затягивается: депутаты предлагают доработку.

Читайте также
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года

Нацплан предполагает уменьшение объемов захоронения бытовых отходов до 30%

Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы
Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы

Разработан проект постановления Кабмина "О создании и администрировании информационной системы управления отходами"

"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам
"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам

Речь идет о веществах и предметах, которые образуются в процессе производства определенной продукции и которые принято считать отходами