В EBA указали на риски законопроекта "О национальном реестре выбросов" shutterstock

В EBA указали на риски законопроекта "О национальном реестре выбросов"

Екатерина Белоусова

EBA поддерживает необходимость создания реестра выбросов и переноса загрязнителей

Европейская Бизнес Ассоциация (EBA) призвала народных депутатов доработать законопроект №6477 "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей" и сохранить курс Украины на евроинтеграцию, улучшение бизнес-климата и дерегуляцию на период войны и послевоенного восстановления.

Документ содержат положения, которые не согласуются с требованиями международных и европейских подходов и могут оказать существенное влияние на инвестиционную привлекательность Украины и ее дальнейшее экономическое развитие, сообщает EBA.

Законопроект направлен на имплементацию положений Регламента ЕС №166/2006 о создании Европейского реестра выбросов и переносе загрязнителей, а также Протокола о реестрах выбросов и переносе загрязнителей. Документ должен создать предпосылки для запуска открытой унифицированной электронной системы доступа к информации о состоянии окружающей среды.

В материале отметили, что EBA поддерживает необходимость создания такого Реестра и неоднократно обращалась в экокомитет со своими комментариями по особенностям функционирования Закона.

"Бизнес-сообщество благодарит за учет предложения по гармонизации сроков подачи отчета операторами с нормами действующего законодательства, например о мониторинге, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в части продления срока подачи отчета до 31 марта года, следующего за отчетным", – говорится в сообщении.

Экокомитет утвердил законопроект ко второму чтению Верховной Рады Украины. В течение недели 6-10 сентября документ планируется вынести на голосование парламентариям.

По мнению EBA, доработки требуют следующие положения:

  • Обязанность государственных органов представлять в реестр информацию о передвижных источниках выбросов (транспортные средства, движение которых сопровождается выбросами).

Пока в Украине нет единой методики определения выбросов для транспорта. Следовательно, такое предложение преждевременно и не согласуется с текущим порядком ведения статистической отчетности выбросов. Также не учитываются п. 7 статьи 7 Протокола и ст. 8 Регламента Европарламента и Совета (ЕС) №166/2006, которым предусматривается требование о внесении в реестр только тех данных, что фактически собираются органами государственной власти и могут быть практически внесены в Реестр.

"Учитывая стремление государства привлечь бизнес в систему государственного мониторинга, существуют опасения, что в результате сбор информации о выбросах передвижных источников для реестра может быть переведен на плечи предприятий", – отметили в сообщении.

  • Введение предварительной оценки качества данных, порядок предоставления дополнительной информации, непредоставление оператором ответа на запрос в установленный срок или предоставление неполного ответа как основание для отказа в принятии отчета оператора и осуществление контролирующим органом внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере регистрации выбросов и переноса загрязнителей, вводимые статьей 20 законопроекта №6477 вообще отсутствуют как в Протоколе, так и в Регламенте ЕС.

Кроме того, эти положения прописаны общими фразами, что может привести к разночтениям со стороны контролирующих органов и представителей бизнеса.

Так в законопроекте:

  • не определено, что именно подразумевается под дополнительной информацией и каким образом будет определяться полнота ответа оператора на запрос уполномоченного органа, хотя четкий перечень данных, которые можно потребовать от предприятия, определенный в Протоколе и Регламенте ЕС;
  • предлагаемый перечень оснований для проведения внеплановой проверки может дублироваться с плановыми мерами контроля, поэтому должен быть их составляющей;
  • наличие формальной возможности отказа со стороны уполномоченного органа в проведении регистрационного действия (информации о выбросах, поданной оператором) противоречит общему курсу дерегулирования бизнеса и принципам peopleless. В частности, последний шаг в этом направлении, связанный с отменой регистрации отчета по инвентаризации для оформления разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Координаторка комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко отметила, что, по данным исследования Ассоциации, в Украине наблюдается самый низкий с 2013 года показатель инвестиционной привлекательности бизнеса. Кроме войны, основной причиной такой тенденции является коррупция и слабая судебная система.

Однако 91% участвовавших в опросе компаний планируют продолжать работать на рынке Украины, а 55% – собираются инвестировать в Украину даже в военное время.

“Совместная задача государства и бизнеса – сделать все возможное, чтобы настроения инвесторов улучшились, в частности, в части легкости ведения бизнеса. Законопроект №6477, к тому же евроинтеграционный, должен внедрять исключительно требования регламента ЕС и не содержать лишние надстройки, которые усиливают вмешательство государства в деятельность бизнеса. Мы просто не можем себе это позволить в военное время", – подчеркнула она.

Напомним, 8 июля Верховная Рада Украины одобрила в первом чтении правительственный законопроект №6477 "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей".

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в EBA раскритиковали законопроект №7327 о государственной системе мониторинга окружающей среды за вероятное переложение на бизнес обязанностей по осуществлению государственного мониторинга окружающей среды.

Читайте также
На Киевском заводе "Энергия" проведут масштабную экомодернизацию
На Киевском заводе "Энергия" проведут масштабную экомодернизацию

Завод не только перерабатывает находящиеся в столице бытовые отходы, но и производит тепловую энергию.

ФРУ обратилась к правительству с рекомендациями по урегулированию вопросов СВАМ
ФРУ обратилась к правительству с рекомендациями по урегулированию вопросов СВАМ

Более 2,7 тыс. украинских компаний подпадают под действие СВАМ при экспорте продукции

В Германии разрешили продажу биологического заменителя дизеля на заправках
В Германии разрешили продажу биологического заменителя дизеля на заправках

HVO100 позволит сократить парниковые выбросы на 90% по сравнению с традиционным дизельным топливом