В EBA указали на риски законопроекта "О национальном реестре выбросов" shutterstock

В EBA указали на риски законопроекта "О национальном реестре выбросов"

Екатерина Белоусова

EBA поддерживает необходимость создания реестра выбросов и переноса загрязнителей

Европейская Бизнес Ассоциация (EBA) призвала народных депутатов доработать законопроект №6477 "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей" и сохранить курс Украины на евроинтеграцию, улучшение бизнес-климата и дерегуляцию на период войны и послевоенного восстановления.

Документ содержат положения, которые не согласуются с требованиями международных и европейских подходов и могут оказать существенное влияние на инвестиционную привлекательность Украины и ее дальнейшее экономическое развитие, сообщает EBA.

Законопроект направлен на имплементацию положений Регламента ЕС №166/2006 о создании Европейского реестра выбросов и переносе загрязнителей, а также Протокола о реестрах выбросов и переносе загрязнителей. Документ должен создать предпосылки для запуска открытой унифицированной электронной системы доступа к информации о состоянии окружающей среды.

В материале отметили, что EBA поддерживает необходимость создания такого Реестра и неоднократно обращалась в экокомитет со своими комментариями по особенностям функционирования Закона.

"Бизнес-сообщество благодарит за учет предложения по гармонизации сроков подачи отчета операторами с нормами действующего законодательства, например о мониторинге, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в части продления срока подачи отчета до 31 марта года, следующего за отчетным", – говорится в сообщении.

Экокомитет утвердил законопроект ко второму чтению Верховной Рады Украины. В течение недели 6-10 сентября документ планируется вынести на голосование парламентариям.

По мнению EBA, доработки требуют следующие положения:

  • Обязанность государственных органов представлять в реестр информацию о передвижных источниках выбросов (транспортные средства, движение которых сопровождается выбросами).

Пока в Украине нет единой методики определения выбросов для транспорта. Следовательно, такое предложение преждевременно и не согласуется с текущим порядком ведения статистической отчетности выбросов. Также не учитываются п. 7 статьи 7 Протокола и ст. 8 Регламента Европарламента и Совета (ЕС) №166/2006, которым предусматривается требование о внесении в реестр только тех данных, что фактически собираются органами государственной власти и могут быть практически внесены в Реестр.

"Учитывая стремление государства привлечь бизнес в систему государственного мониторинга, существуют опасения, что в результате сбор информации о выбросах передвижных источников для реестра может быть переведен на плечи предприятий", – отметили в сообщении.

  • Введение предварительной оценки качества данных, порядок предоставления дополнительной информации, непредоставление оператором ответа на запрос в установленный срок или предоставление неполного ответа как основание для отказа в принятии отчета оператора и осуществление контролирующим органом внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере регистрации выбросов и переноса загрязнителей, вводимые статьей 20 законопроекта №6477 вообще отсутствуют как в Протоколе, так и в Регламенте ЕС.

Кроме того, эти положения прописаны общими фразами, что может привести к разночтениям со стороны контролирующих органов и представителей бизнеса.

Так в законопроекте:

  • не определено, что именно подразумевается под дополнительной информацией и каким образом будет определяться полнота ответа оператора на запрос уполномоченного органа, хотя четкий перечень данных, которые можно потребовать от предприятия, определенный в Протоколе и Регламенте ЕС;
  • предлагаемый перечень оснований для проведения внеплановой проверки может дублироваться с плановыми мерами контроля, поэтому должен быть их составляющей;
  • наличие формальной возможности отказа со стороны уполномоченного органа в проведении регистрационного действия (информации о выбросах, поданной оператором) противоречит общему курсу дерегулирования бизнеса и принципам peopleless. В частности, последний шаг в этом направлении, связанный с отменой регистрации отчета по инвентаризации для оформления разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Координаторка комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко отметила, что, по данным исследования Ассоциации, в Украине наблюдается самый низкий с 2013 года показатель инвестиционной привлекательности бизнеса. Кроме войны, основной причиной такой тенденции является коррупция и слабая судебная система.

Однако 91% участвовавших в опросе компаний планируют продолжать работать на рынке Украины, а 55% – собираются инвестировать в Украину даже в военное время.

“Совместная задача государства и бизнеса – сделать все возможное, чтобы настроения инвесторов улучшились, в частности, в части легкости ведения бизнеса. Законопроект №6477, к тому же евроинтеграционный, должен внедрять исключительно требования регламента ЕС и не содержать лишние надстройки, которые усиливают вмешательство государства в деятельность бизнеса. Мы просто не можем себе это позволить в военное время", – подчеркнула она.

Напомним, 8 июля Верховная Рада Украины одобрила в первом чтении правительственный законопроект №6477 "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей".

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в EBA раскритиковали законопроект №7327 о государственной системе мониторинга окружающей среды за вероятное переложение на бизнес обязанностей по осуществлению государственного мониторинга окружающей среды.

Читайте также
Украина готовится запустить СТВ в 2028 году: что известно
Украина готовится запустить СТВ в 2028 году: что известно

Ее функционирование предусмотрено среди обязательств Украины в сфере евроинтеграции

Глобальные выбросы CO2 от энергетики достигнут пика в этом году, – DNV 
Глобальные выбросы CO2 от энергетики достигнут пика в этом году, – DNV 

Эксперты настаивают, что требуется больший прогресс в уменьшении объемов парниковых газов

Госпредприятие заплатило почти 1,3 млн грн за несанкционированные выбросы 
Госпредприятие заплатило почти 1,3 млн грн за несанкционированные выбросы 

Суд удовлетворил иск экоинспекции в полном объеме