Украина должна достигать снижения уровня выбросов, предусмотренного в Национально определенном вкладе (НОВ2), не за счет деиндустриализации, а путем уменьшения углеродной интенсивности производства. Необходимым условием для этого является доступ к европейским инструментам стимулирования декарбонизации.
Таковы основные выводы аналитического исследования, проведенного Комитетом промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).
При его подготовке авторы проконсультировались с профильными экспертами Комитета, которые имеют практический опыт внедрения экологической политики в промышленных секторах. Также были учтены наработки бизнес-сообщества по достижению климатических целей в условиях войны.
В исследовании указаны риски, связанные с определением климатических целей без надлежащего предварительного обсуждения с бизнесом и отраслевыми специалистами. Также эксперты предложили возможные пути решения.
Ключевые тезисы
Приводим основные положения этого аналитического исследования "Установление и выполнение Национально определенного вклада и сохранение украинской экономики: ключевые вызовы и пути решения". Приведенные факты, подкрепленные цифрами, дают широкую картину того, в какой ситуации наша страна находится на данный момент:
1. В то время, когда Украина и ЕС запланировали достичь амбициозных целей по сокращению выбросов СО₂, другие страны установили более прагматичные климатические цели или запланировали даже увеличение выбросов. Например, НОВ Китая до 2030 года предусматривает рост выбросов парниковых газов в 3,8 раза, Индии – в 3,2 раза, Турции – в 3,5 раза, Саудовской Аравии – в 2,8 раза по сравнению с 1990 г.
2. По амбициозности НОВ2 Украина делит 3-4 место в мире вместе с Германией. При этом наша страна не имеет реальной экономической основы для реализации такой цели.
3. Исторически Украина снижала выбросы СО₂ за счет деиндустриализации экономики. Так, за период с 1990 по 2023 годы:
- промышленное производство (вместе со строительством) сократилось на 80,2%;
- суммарные выбросы парниковых газов уменьшились на 77,7%;
- выбросы парниковых газов в промышленности уменьшились на 85,6%.
"Сокращение выбросов, обусловленное спадом промышленности, не может считаться успехом климатической политики. Оно скорее свидетельствует о глубоких экономических трудностях, с которыми сталкивалась и продолжает сталкиваться отрасль со времен обретения независимости, включая приостановку работы предприятий во время войны", – отмечают специалисты.
4. ЕС удалось сократить выбросы парниковых газов, сохранив при этом рост промышленного производства. За период 1990-2023 гг. в ЕС:
- промышленное производство, включая строительство, выросло на 40,6%;
- суммарные выбросы парниковых газов сократились на 33,9%;
- выбросы парниковых газов в промышленности уменьшились на 41,9%.
Эксперты напомнили, что ЕС продвигает декарбонизацию промышленности за счет разного рода субсидий. Так, с января 2023 года по июнь 2025 года ЕС направил более €15 млрд грантов на декарбонизацию металлургической промышленности. Дополнительно к грантам Европейский инвестиционный банк выдал €0,7 млрд льготных кредитов на декарбонизацию.
5. Европейские предприятия сталкиваются с трудностями при реализации проектов декарбонизации даже несмотря на государственную финансовую поддержку со стороны европейских институтов. Например, часть проектов сейчас приостановлена.
6. Украинские предприятия не смогут самостоятельно профинансировать декарбонизацию производства. Согласно аналитическому обзору Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, выполнение НОВ 2030 г. требовало €102 млрд инвестиций. По данным ЕБА, эта сумма почти равна суммарным капитальным инвестициям ВСЕХ видов деятельности в Украине за 2016-2021 гг., хотя основное бремя ляжет на несколько отраслей промышленности.
Источник: eba.com.ua.
"Инвестиции предприятий не могут направляться исключительно на климатические цели, поэтому снижение выбросов СО₂ требует дополнительного привлечения финансирования", – объясняют специалисты.
Вызовы для Украины при достижении климатических целей
По мнению экспертов ЕБА и представителей бизнес-сообщества, деиндустриализация и снижение уровня и качества жизни в результате деиндустриализации не может быть основой устойчивого развития Украины. Они уверены, что экономическое развитие является безусловной приоритетной целью для Украины, как развивающейся страны.
Главный вызов специалисты видят в восстановлении экономики с использованием новых технологий, а не декарбонизацию как самостоятельную цель. Дополнительным вызовом являются временно оккупированные территории, поскольку существует полная неопределенность с масштабами будущих потребностей в восстановлении. В ЕБА напомнили, что эти территории также охватываются целью НОВ.
Главным глобальным вызовом в достижении климатических целей стекхолдеры назвали не амбиции и регуляции, а поиск и обеспечение источников финансирования.
Пути решения
Основываясь на текущей ситуации в экономике страны, многовекторной неопределенности в условиях полномасштабной войны, а также учитывая опыт ЕС, эксперты ЕБА предлагают следующее:
1. Поскольку Украина движется в одном направлении с ЕС в вопросе декарбонизации экономики, то, соответственно, нашей стране следует использовать те же инструменты, что и ЕС в своей климатической политике.
2. Климатическая политика должна включать как внедрение инструментов углеродного ценообразования, так и стимулирующие меры:
- инвестиции в исследования и разработки;
- предоставление капитальных и эксплуатационных субсидий;
- осуществление государственной поддержки развития энергоинфраструктуры и тому подобное.
3. Украине нужно дать время для адаптации экономики к европейским требованиям.
4. Отечественные предприятия должны получить доступ к европейским инструментам стимулирования декарбонизации, чтобы в течение переходного периода они могли подготовиться к вступлению Украины в ЕС.
5. Украине нужно сокращать выбросы СО₂ за счет уменьшения углеродной интенсивности производства. Специалисты констатировали, что она в нашей стране выше, чем в ЕС. Они говорят, что вопрос декарбонизации прежде всего актуален для отечественной металлургии, цементной, химической промышленности, электроэнергетики.
Источник: eba.com.ua.
6. Необходимо учесть, что текущие рыночные условия не способствуют "зеленому" переходу, поэтому даже предоставление государственного финансирования не является достаточным для декарбонизации производства.
"Следовательно, не стоит ожидать, что Украина сможет достичь климатических целей и обеспечить развитие экономики исключительно за счет собственных ресурсов", – отмечают специалисты.
В ЕБА констатировали, что декарбонизация отечественной экономики является сложной проблемой, для решения которой необходимо взаимодействие между различными стейкхолдерами, а подход к разработке НОВ должен быть ответственным, ведь он является основой всей климатической политики, которая будет иметь долгосрочное влияние на развитие экономики.
Ранее ЭкоПолитика рассказывала о критических пробелах при установлении украинского НОВ2, на которые указали стейкхолдеры.