Законопроект "О промышленном загрязнении" предусматривает 12-летний период на модернизацию всех существующих промышленных установок, в частности год на введение законопроекта в действие, 4 года – на введение норм НДТМ и 7 – на модернизацию.
Законопроект №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду" предусматривает внедрение европейских наилучших доступных технологий и методов управления в промышленности (НДТМ), говорится в колонке главы комитета по вопросам экологической политики и природопользования Олега Бондаренко на Экономической правде.
Бондаренко рассказал, что законопроект, вместе с подзаконными актами, имплементирует положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленном загрязнении в украинском законодательстве. Это позволит обеспечить такие же условия базовых конституционных прав как в Европе относительно:
- качества жизни и здоровья;
- безопасности окружающей среды;
- качества атмосферного воздуха, воды и других природных ресурсов
Он подчеркнул, что документ позволит Украине постепенно восстановить промышленность без советского наследия, устаревших технологий и ископаемого топлива, которые опасны для здоровья людей и неконкурентоспособны в Европе. Кроме того, это позволит внедрить экономическое явление decoupling, то есть увеличение ВВП без роста выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов.
Бондаренко отметил, что благодаря НДТМ с 2004 года предприятия Европы снизили выбросы:
- диоксида серы – на 77%;
- оксида азота – на 49%;
- пыли – на 81%.
Кроме того, удалось значительно улучшить показатели энергоэффективности.
Он подчеркнул, что принятие законопроекта №6004-д в Украине позволит повторить опыт ЕС, где промышленность за 1990-2018 годы сократила выброс парниковых газов на 23% на фоне роста экономики на 61%.
Что предусматривает законопроект №6004-д
Бондаренко рассказал, что документ предусматривает, что в течение 12 лет все промышленные установки будут модернизированы. Хронология модернизации будет проходить следующим образом:
- 1 год – введение законопроекта в действие;
- 4 года – введение норм НДТМ;
- 7 лет – модернизация предприятий.
Он подчеркнул, что документ также предусматривает получение интегрированного онлайн-разрешения в направлении окружающей среды, что значительно сократит бюрократическое давление на бизнес. Разрешение будет объединять разрешения на управление отходами, специальное водопользование, выбросы в атмосферный воздух. Кроме того, это позволит общественности участвовать в выдаче разрешений, что предотвращает злоупотребления. А госструктурам – комплексно отслеживать и предотвращать промышленные загрязнения, ведь все данные будут оцифрованы, что упростит их аналитику.
Преимущества законопроекту №6004-д
Бондаренко отметил, что после принятия в ЕС механизма углеродной корректировки на границе CBAM с 2026 года импортерам придется платить либо налог в казну ЕС за выбросы углерода, либо направлять эти средства на декарбонизацию.
Он подчеркнул, что исключением в CBAM станет только сектор энергетики для третьих стран в случае:
- разработки карты декарбонизации, предусматривающей цену, эквивалентную системе торговли квотами на выбросы ЕС (СТВ);
- национальных обязательств по достижению углеродной нейтральности не позднее 2050 года.
"После принятия законопроекта №6004-д послевоенное развитие промышленного сектора Украины, наконец, будет синхронизировано со стандартами и нормами ЕС, чего не было с начала независимости и имело свои последствия в виде сверхнормативных выбросов и значительной энергоемкости", – пояснил глава экомитета, добавив, что Еврокомиссия будет оценивать Украину не только с точки зрения выполнения Соглашения об Ассоциации, но и о готовности имплементации актов “Зеленого” Курса.
Он отметил, что внедрение норм Директивы 2010/75/ЕС уменьшает энергоемкость продукции, устанавливает ограничения на выбросы загрязняющих веществ, а также диоксида углерода и предлагает операторам промышленных установок пути для их уменьшения. Среди них – применение НДТМ в сфере энергоэффективности, усовершенствование мониторинга и отчетности о выбросах, рассмотрение использования технологий CCS – carbon capture storage в определенных секторах. Кроме того, внедрение норм НДТМ на предприятии позволит повысить безопасность охраны труда и предотвратить техногенные катастрофы.
Сколько это будет стоить
Глава экокомитета рассказал, что по данным ученых Института Экономики и прогнозирования НАНУ послевоенное восстановление Украины на принципах декарбонизации и уменьшения промышленного загрязнения потребует всего на 5% больше инвестиций. Это избавит Украину от импорта ископаемого топлива, что положительно повлияет на платежный баланс, а также уменьшит токсичные выбросы.
Однако возникает вопрос, откуда будут поступать такие инвестиции.
Отмечается, что благодаря этому косвенные потери из-за загрязнения окружающей среды и соответствующей заболеваемости и смертности населения снизятся на 0,7%-1,3% ВВП или на $1,1-2,1 млрд в год. Кроме того, это уменьшит объемы токсичных выбросов за 2025-2050 годы от производства электроэнергии на:
- 69% для зольной пыли;
- на 54% для оксида азота (NOx);
- для 45% двуокиси серы (SO2).
Это сохранит жизнь и здоровье десяткам тысяч украинцев.
"Для Украины очень важно выстоять в войне с агрессором физически и экономически", – сказал Бондаренко, добавив, что без экономического восстановления окончательная победа невозможна.
Напомним, Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) призвала доработать 3 принципиальных момента в законопроекте №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды". Это необходимо для успешного проведения реформ в сфере промышленного загрязнения.
Ранее ЭкоПолитика анализировала причины отставание Украины в развитие экологической политики.