Украинский бизнес предлагает меры по спасению экономики после введения СВАМ shutterstock

Украинский бизнес предлагает меры по спасению экономики после введения СВАМ

Анна Великая

Отечественные производители ищут выход: стратегии адаптации к требованиям климатической политики ЕС

Украинские экспортеры столкнутся с серьезными проблемами при адаптации к новым требованиям ЕС по механизму трансграничной углеродной корректировки (СВАМ).

Такое экспертное мнение озвучил Станислав Зинченко, директор GMK Center.

Этот механизм должен заработать на полную мощность достаточно скоро – в 2026 г. Он предусматривает плату импортеров за выбросы CO2, связанные с производством импортируемой продукции. Как ЭкоПолитика писала ранее, более 2,7 тыс. украинских компаний подпадают под действие СВАМ при экспорте товаров.

Однако самый мощный удар получат украинские металлургические компании. Новые требования просто поставят их на колени. Дополнительные финансовые затраты на покупку СВАМ-сертификатов будут исчисляться миллиардами. Станислав Зинченко, руководитель независимой консалтинговой компании, работающей с металлургическими предприятиями, называет цифру в $1,4 млрд.

Что предлагает украинский бизнес, чтобы избежать истощения и без того крайне ослабленной войной украинской экономики?

  1. Активизировать переговоры для согласования подхода по СВАМ и проведения соответствующих консультаций с Европейской Комиссией. Кабмин создал рабочую группу еще в 2020 г., но ни одного заседания в её рамках так и не было. А постоянные переговоры и озвучивание официальных позиций по СВАМ сейчас крайне необходимы.
  2. Провести переговоры с ЕС о применении декларативного подхода к товарам, импортируемым из Украины и подпадающим под действие СВАМ. То есть, украинские производители будут подавать отчетность, но не будут покупать CBAM-сертификаты. Это снизит финансовую нагрузку на бизнес и поможет предприятиям аккумулировать ресурсы для частичного восстановления уровня производства, пострадавшего в результате военных действий.
  3. Европейская Бизнес Ассоциация уже представила собственные предложения по внедрению Украинской системы торговли выбросами (СТВ) и ее согласованию с EU ETS. Предлагается заменить углеродный налог в Украине и направить средства от продажи углеродных разрешений в поддержку мер по снижению углеродоемкости производств компаний, оплачивающих эти разрешения.
  4. Украинское правительство совместно с европейскими институциями должно разработать механизмы, позволяющие украинским предприятиям получать финансирование по программам декарбонизации от европейских фондов.

Следовательно, адаптация к европейским экологическим требованиям должна быть постепенной, взвешенной и продуманной, а ее оптимальный результат – достижение взаимовыгодных решений, отвечающих климатической политике ЕС и украинским стремлениям к евроинтеграции.

Ранее ЭкоПолитика уже публиковала прогнозы аналитиков по рискам, которые несет для Украины СВАМ.

Также мы размещали комментарий вице-премьера Ольги Стефанишиной относительно порядка внедрения СВАМ в Украине.

Теги: ,
Читайте также
Лидеры мирового бизнеса бьют тревогу: CBAM создает барьеры для глобальной торговли
Лидеры мирового бизнеса бьют тревогу: CBAM создает барьеры для глобальной торговли

CBAM несет риск развертывания торговой войны между ЕС и другими странами

CBAM: новые массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости европейских импортеров
CBAM: новые массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости европейских импортеров

Компании предоставляли информацию по углеродному следу, но их методика расчета не соответствовала прописанной в СВАМ-сертификатах

Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру

CBAM заставит импортеров платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством импортируемой продукции

Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко
Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко

Из-за CBAM украинский экспорт ежегодно будет терять около €1,5 миллиарда