Украинские компании в рамках внедрения европейской системы мониторинга парниковых газов могут не успеть до 31 марта представить первые верифицированные отчеты вместе с утвержденными планами мониторинга за предыдущий год.
Бизнес сталкивается с рядом рисков, которые могут негативно повлиять как на реализацию этого положения, так и на деятельность предприятий, пишет ЕВА.
Первым шагом для создания рынка торговли квотами на выбросы стал Закон об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов, вступивший в действие с 1 января 2021 года.
ЕВА указывает на 4 риска:
- Отказы в утверждении планов мониторинга
В настоящее время операторы сталкиваются с трудностями в процессе утверждения стандартных планов мониторинга со стороны Миприроды, в том числе с несоблюдением сроков рассмотрения.
- Недостаточное количество верификаторов
На сегодняшний день по стандарту ДСТУ ISO 14065:2015 аккредитованы только три компании-верификаторы, причем две из них появились за последние две недели. Фактически компании, подпадающие под действие закона, были лишены возможности заранее провести соответствующие тендеры и выбрать контрагента.
Эксперты обеспокоены тем, что около 400 компаний могут не успеть получить качественные услуги утверждения данных по выбросам от трех верификаторов в течение 1,5 месяцев.
"Вероятно, нужно или продлевать сроки подачи отчетов или обеспечить условия для временной подачи неверифицированных отчетов", – говорится в материале.
- Вероятные разногласия в подходах к расчету и уплате налога на выбросы СО2
Налоговое законодательство требует ежеквартальных деклараций на выбросы СО2 и после внедрения унифицированных подходов данные некоторых компаний могут существенно измениться. Это может стать поводом к претензиям со стороны налоговой инспекции. Следовательно, бизнесу нужны разъяснения по расчету и уплате эконалога за выбросы СО2.
- Возможность санкций со стороны Госэкоинспекции
Все вышеупомянутые противоречия, очевидно, негативно повлияют на стремление бизнеса соблюдать требования закона. Это, в свою очередь, может привести к применению к предприятиям санкций, в частности со стороны Госэкоинспекции. Поэтому уместно было бы исключить вопросы по предмету проверок экоинспекторов.
“Создание рынка торговли квотами – это не только наше евроинтеграционное обязательство, это единственный шанс для украинских экспортеров смягчить применение механизма пограничной углеродной корректировки (СВАМ) к своей продукции со стороны ЕС. Ведь только верифицированные данные о выбросах СО2 позволят компаниям доказать эффективность осуществленных мер по декарбонизации производства и сохранить конкурентные позиции на европейском рынке. Мы не можем допустить затягивания реформы, особенно при текущих экономических условиях. Именно поэтому Европейская Бизнес Ассоциация обратилась к Премьер-министру с просьбой вмешаться и содействовать вовлечению в диалог всех стейкхолдеров – бизнес, Минприроды, Госэкоинспекцию”, – сказала координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития ЕВА Ольга Бойко.
ЕВА также выразило надежду, что ситуация будет решена в ближайшее время и в 2022 году удастся получить первые верифицированные данные о выбросах парниковых газов для дальнейшего запуска рынка торговли квотами.
Напомним, в ЕС цена квот на выбросы СО2 установила рекорд в €97 за тонну .