Украинцы буквально живут в мусоре, а бизнес вынужден покупать отходы: почему так сложилось?

Украинцы буквально живут в мусоре, а бизнес вынужден покупать отходы: почему так сложилось?

Валентина Гембарская

Мусоросжигательных заводов в областях должно быть как минимум по одному, а в некоторых – даже по два

В последние годы около 5% отходов в Украине попадает на переработку. Среди них стекло, пластик, алюминиевые бутылки, бумага, картон, текстиль и т.д. Еще примерно 1% отходов сжигается с получением энергии. Таковы данные Ассоциации управления отходами. Уровень переработанных отходов из года в год растет, но до европейских показателей нам еще далеко. Мусороперерабатывающая отрасль в Украине имеет много препятствий для развития, в частности, испытывает острую нехватку ресурса.

Почему так произошло, какое состояние мусоропереработки в Украине сейчас и что делать, чтобы отрасль наконец-то заработала – выясняла ЭкоПолитика.

В настоящее время в Украине действует около 100 мусороперерабатывающих заводов, сообщает глава Ассоциации управления отходами Николь Данилова. Они появляются по всей территории страны, в частности, работают в Киевской, Харьковской, Львовской и Ривненской областях.

Как рассказывает Данилова, в их Ассоциацию входит ряд компаний, которые смогли успешно выйти на рынок мусоропереработки. Среди них, к примеру, ОБУХОВГОРОДВТОРРЕСУРСЫ. Предприятие работает с 2002 г., охватывает Киев и Киевскую область. Ежемесячно оно перерабатывает по меньшей мере 10 000 тонн отходов разного типа: полиэтилен, пластиковые бутылки, пластмассу, деревянные отходы, стрейч-пленку, алюминиевые банки и емкости, стеклобой, макулатуру, цветной и черный металлолом, подставки для стаканчиков).

"Деревянные отходы, листья и трава частично перерабатываются на биотопливо (топливные брикеты), часть которого экспортируется в ЕС. – рассказывает Данилова. – Макулатура сортируется и перерабатывается в листы гофрокартона, из которого затем производятся экоурны, ящики, картон и бумага. Пластик и полиэтилен сортируют и измельчают. Металлолом отправляется на металлургические заводы на переработку, а затем из проволоки предприятие изготовляет гвозди. Те отходы, которые не перерабатываются, отправляются на завод для сжигания – вместо этого удается получить тепловую и электрическую энергию".

Как еще один успешный пример Данилова приводит производство "Фиднова" на Львовщине. Компания предоставляет услуги по сбору, транспортировке, подготовке и переработке побочных продуктов животного происхождения. Это первый в Украине завод, принимающий и перерабатывающий подобное сырье от внешних поставщиков – аграрных предприятий региона. Переработать здесь могут более 220 т сырья в сутки. Производят на предприятии перьевую и костную муку для удобрений (органические удобрения), жир и т.д.
Національний Промисловий Портал
Относительно переработки отходов в энергию ситуация несколько хуже. В Киеве действует единственный в Украине мусоросжигательный завод "Энергия", который превращает мусор в тепло и электричество. Его мощность по официальным данным, примерно 240 тыс. т. Для понимания Киев в среднем генерирует 1,2 млн т. отходов в год.

Как видим, перерабатывающие и сжигающие мощности в Украине есть, хотя их далеко не достаточно. Но что любопытно, при этом перерабатывающие предприятия испытывают острый дефицит сырья. Как рассказывает Данилова, картонно-бумажные заводы, стеклозаводы, предприятия, перерабатывающие полимеры и пластик загружены в среднем на 70%, а в "месяце низких объемов" – на 50%. Даже для того, чтобы загрузить их на 2/3, бизнес вынужден импортировать сырье из-за границы. Парадокс, мы буквально живем в мусоре: он у нас под ногами, на обочинах дорог, в реках, 94% собранных отходов направляются на полигоны, но мусороперерабатывающие заводы сырье вынуждены покупать. Почему же складывается такая ситуация?

Одна из главных причин – низкая культура обращения с отходами. Простыми словами: население не сортирует мусор. Чтобы прийти к переработке отходов необходимо сначала отделить полезное сырье. Отсортовывать мусор после сбора – не рентабельно, ведь такое сырье, как бумага или картон, которое попадает в общий бак, почти наверняка будет испорчено органикой и не пригодно для дальнейшей переработки. Испортиться могут и другие отходы. Поэтому сортировку нужно начинать с домохозяйств.

Как рассказывает председатель правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров, на первом этапе предстоит образовательная работа. Перед тем, как устанавливать баки для раздельного сбора необходимо разъяснить населению: как именно нужно сортировать, и главное – зачем. Выработать привычку сортировать мусор также могли бы финансовые поощрения. Такая система работает в Швеции, рассказывает Косоуров. Там тарифная политика на вывоз мусора была выбрана таким образом, что если производитель отходов рассортировал их, вложил в них свой труд, то заплатит за вывоз меньше, чем тот, кто не сортирует. Со временем шведы пришли к тому, что им всем дешевле сортировать. Похожая система могла бы работать и у нас.

"Если вы не хотите или не можете сортировать – платите по полной. Если можете сортировать на две фракции: полезное и не полезное, – вот вам скидка. Если вы сортируете каждый вид отходов отдельно, качественно готовите его к переработке, вам должны за это заплатить или дать какую-то дотацию на дом или общину", – объясняет Косоуров.

Уже отсортированный мусор должен идти на сортировочные линии, а дальше – на переработку. Когда система сортировки будет отлажена, бизнесу и самому будет интересно вкладывать деньги в последующие этапы.

Следующее препятствие на пути мусоропереработки выделяет Данилова, это стоимость захоронения:

"Цены на захоронение на полигонах очень низкие (до 205 грн за тонну). В Латвии, например, стоимость захоронения в 2022 году достигает 80 €/т (2554 грн) за бытовые отходы, а с 2023 года она составит 95 €/т (3033 грн.) Захоронение в Украине, к сожалению, обходится значительно дешевле, чем сортировка и переработка".

Еще одна проблема – законодательная база. В Украине еще не установлены прозрачные правила игры для сферы управления отходами. В частности, уже более полутора лет ожидает принятия во втором чтении рамочный законопроект 2207-1Д, а также затягивается работа над другими профильными документами.

Правда, далеко не во все сферы частный капитал будет рад зайти. К примеру, сжигающие заводы – это не особенно привлекательный бизнес. Он нуждается в значительных вложениях капитала, в частности в систему очистки, а оккупится – не быстро, объясняет Косоуров:

"Вопрос сожжения должен быть реализован либо на государственном уровне, либо это должны быть какие-то крупные финансовые корпорации, которые захотят гарантии безопасности для своего капитала, чтобы они вошли на этот рынок".

Как рассказывает Косоуров, по новой системе управления отходами регионы делятся на кластеры. В кластерах должны быть созданы мусороперегрузочные станции. Из них все, что может быть использовано в качестве сырья, должно идти на перерабатывающие заводы. Мусор, который нельзя переделать, но можно сжечь – пойдет на сжигающие заводы для производства энергии. То, что не перерабатывается и не сгорает, будет ехать на полигон.

Сколько требуется мощностей для переработки – оценить пока сложно. В каждом населённом пункте должна быть своя модель. Чтобы определить направление движения, есть Местные планы обращения с отходами, которые "сливаются" в Региональные, а те в Национальный план, поясняет Данилова:

"Например, в Киеве генерируется 1.2 млн тонн отходов в год. Здесь можно построить два завода по переработке мощностью 500-550 тыс. тонн в год, внедрить контролируемую систему сортировки (алюминия, стекла, пластика, макулатуры; текстиля; опасных отходов в структуре бытовых) и вопрос с переработкой отходов будет решен, а качественно отсортированное сырье поедет на перерабатывающие предприятия, кроме того появится более дешевая тепло- и электроэнергия, которую можно поставлять на местный рынок".

Но, по словам эксперта, есть и другие модели. К примеру, можно построить аналогичные меньшие перерабатывающие предприятия в каждом районе города и диверсифицировать потоки. Такая схема действует в городах Балтийских стран. Для маленьких городов, с населением 5-10 тыс. человек и преимущественно частными домами, можно ввести систему раздельного сбора отходов на 2 фракции: органика и другие.

А вот сжигательных заводов в областях должно быть как минимум по одному, а у некоторых – даже по два, говорит Косоуров. То есть, чтобы система работала должным образом, таких заводов нам нужно еще как минимум 23. И где взять на них средства – пока не известно.

В настоящее время система мусороперерабатывающих предприятий в Украине активно развивается. В прошлом году современный мусороперерабатывающий комплекс появился в Харьковской области. В течение следующих 4 лет новые мусороперерабатывающие заводы планируют построить в Киеве, Львове, Хмельницком и Полтаве. Похожее строительство, но с неизвестной датой завершения планируется еще в 11 областных центрах. В то же время очень важно, чтобы строительство мусороперерабатывающих заводов было не точечным решением, а частью единой системы, работающей на одну цель – уменьшение количества захороненных отходов. Для этого нужно активно развивать систему сортировки и работать с культурой обращения с отходами. Иначе новые заводы рискуют, в лучшем случае, "подсесть" на импортный мусор. А в худшем – повторить судьбу Ривненского завода по производству RDF-топлива, который так и не смог получить поток отходов надлежащего качества и прекратил работу.

Читайте также
В Полтаве планируют производить энергию из бытового мусора
В Полтаве планируют производить энергию из бытового мусора

Проект позволит снизить использование природного газа на 25-39 млн м3 в год

В Закарпатье люди противостоят чиновникам в строительстве мусоросжигательных заводов
В Закарпатье люди противостоят чиновникам в строительстве мусоросжигательных заводов

Региональная Закарпатская власть продвигает мусоросжигание в области, как основной подход управления отходами