В Украине из-за длительного отсутствия экономических стимулов и прогрессивного законодательства растет количество нелегальных свалок, а теневой бизнес зарабатывает на захоронении отходов благодаря 9 схемам.
По словам экспертов, владельцам полигонов выгодно брать деньги за захоронение и не перерабатывать отходы, ведь это создает возможность зарабатывать на мусоре, сообщает NV.
Отмечается, что около 7% территории страны занимают свалки. Украина имеет 5,7 тысяч легальных свалок и полигонов общей площадью почти 8 тысяч гектаров из которых:
- 162 – уже перегружены;
- 693 – не отвечают нормам экологической безопасности;
- из 2197 мусорных свалок, нуждающихся в рекультивации, фактически рекультивированы только 258.
Кроме того, по оценкам экоактивистов, существует 33-35 тысяч нелегальных свалок, количество которых ежегодно растет.
"Каждый год в Украине выбрасывают 10-11 млн тонн мусора. Из них перерабатывается 3-6%, сжигается 1-2%. Другое вывозят на полигоны", – сказал экспредседатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Константин Яловой.
По словам специалистов, которые знакомы с рынком вывоза и захоронения мусора, существуют схемы, позволяющие генерировать средства, не поддающиеся официальному учету. Большинство из схем возможны благодаря тому, что этот сегмент контролируется органами местного самоуправления.
Примеры коррупционных схем:
- на свалках живут и работают неофициальные сортировщики (как правило, люди из уязвимых категорий), отбирающие сырье для вторичной переработки, которое затем продают "смотрящие" по свалке;
- при проведении тендеров на закупку оборудования, контейнеров завышают цены, поскольку большинство предприятий-участников рынка имеют коммунальную или государственную собственность;
- при проведении конкурсов на вывоз муниципальных отходов предлагаются взятки местным властям или происходит смена руководства коммунальных предприятий на людей, приближенных к местным чиновникам;
- получение оплаты от органов местного самоуправления (ОМС) за перевозку и складирование отходов на свалках, но при этом мусор выбрасывают в лесополосах. Разница делится между всеми участниками процесса;
- взятки за отсутствие проверок закрытых территорий, на которых скапливается мусор, или полигонов, которые по документам уже заполнены, однако продолжают принимать мусор;
- ОМС самостоятельно определяет условия определения исполнителя услуг, который может нанять соисполнителя. Обжаловать эти условия и сам выбор нереально;
- тариф на услугу управления отходами определяет исполнитель услуг, а утверждает ОМС, то есть исполнитель должен договариваться с ОМС относительно тарифа. Яркий пример произошел в Сумах – мэр Александр Лысенко и начальник департамента ЖКУ требовали от исполнителя взятку, чтобы утвердить экономически обоснованный тариф на услугу;
- плата за услугу по вывозу отходов включает в себя отдельную плату за абонентское обслуживание. Тариф за эту услугу колеблется в разных громадах от 1,5 до 5,5 грн на абонента в месяц. Некоторые исполнители пользуются услугой сторонних компаний. Привлечение цепочки из нескольких исполнителей позволяет увеличить тариф на вывоз бытовых отходов на 20-30% за счет прибыли субподрядчика;
- устаревшая форма измерения (кубические метры) дает много возможностей манипулировать с объемом и зарабатывать на этом деньги. К примеру, сбор отходов происходит в кубометрах, а захоронение в тоннах. В разных громадах, можно увидеть разное соотношение между тонной и куб. м. К тому же учет непубличен и невозможно оценить реальность услуг.
В материале подчеркнули, что в июле 2023 года вступил в силу Закон №2320-IX "Об управлении отходами". В частности, документ регламентирует понятие сырья, которое можно извлекать из отходов. Это должно сделать переработку инвестиционно привлекательной. Однако этот закон рамочный и требует ряда дополнительных актов, в частности закона "Об упаковке и отходах упаковки", который должен ввести расширенную ответственность производителей.
Отмечается, что для реальных изменений в секторе требуются значительные инвестиции и пересмотр тарифов для населения.
Напомним, в Украине начали обсуждение изменений в Налоговый кодекс, чтобы распространить эконалог на захоронение и размещение отходов. Это должно стимулировать уменьшение прямого захоронения и поощрять увеличение объемов сортировки и рециклинга.
Ранее ЭкоПолитика анализировала, что в области управления отходами изменилось со вступлением в силу Закона №2320-IX "Об управлении отходами" и сможет ли Украина преодолеть мусорное нашествие.