В Верховной Раде зарегистрировали альтернативный законопроект "Об Изумрудной сети": что предусматривает shutterstock

В Верховной Раде зарегистрировали альтернативный законопроект "Об Изумрудной сети": что предусматривает

15 июля парламент не принял в первом чтении законопроект

На сайте Верховной Рады Украины появился альтернативный проект Закона №4461-1 "О сохранении природных поселений и видов природной флоры и фауны, подлежащих особой охране (о территориях Изумрудной сети в Украине)". ЭкоПолитика проанализировала текст документа и предлагает своим читателям ознакомиться с его основными положениями.

Автор документа: нардеп от "Слуги народа" Павел Якименко. Этот законопроект является альтернативным к проекту Закона №4461 "О территориях Изумрудной сети" и предлагает концепцию более взвешенного подхода урегулирования вопросов сохранения природных поселений и видов природной флоры и фауны, подлежащих особой охране.

Цель: определение правовых и организационных основ формирования территорий Изумрудной сети в Украине, проведение оценки влияния на территории Изумрудной сети и управления такими территориями для сохранения природных поселений и видов природной флоры и фауны, подлежащих особой охране в Европе, согласно требованиям Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе и с учетом требований Птичьей и Поселенческой директив.

Законопроект предлагает подходы, по которым меры по сохранению природных поселений и видов природной флоры и фауны должны учитывать экономические, социальные и культурные потребности, а также региональные и местные особенности (статья 2 Поселенческой директивы).

В пояснительной записке сказано, что при разработке законопроекта учитывались актуальные политические тренды, весомыми составляющими которых являются как экологизация и декарбонизация окружающей среды, так и другие приоритеты нашего государства, в частности, борьба с коррупцией, инвестиционное развитие, развитие инфраструктурных проектов, в частности дорог.

Законопроект предусматривает следующие нововведения:

  • внедрение прозрачного механизма формирования Изумрудной сети с привлечением общественности и объединенных территориальных общин в лице соответствующих сельских, поселковых, городских советов, а также Кабинета Министров Украины, а также разработку планов управления с привлечением объединенных территориальных общин;
  • обеспечения возможности осуществления хозяйственной деятельности с учетом общественного, в частности экономического интереса в соответствии со ст. 6 п. 4 Поселенческой Директивы (в законопроекте — планируемая деятельность в связи с общественной необходимостью)
  • устранено положение о необходимости создания отдельного органа центральной власти в соответствии с замечаниями Министерства финансов Украины, Национального агентства по предупреждений коррупции и Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины;
  • нивелировано правовые коллизии по планируемой деятельности, подлежащей процедуре оценки воздействия на окружающую среду;
  • установлен четкий перечень видов планируемой деятельности, подлежащих оценке воздействия на территории Изумрудной сети;
  • установление полномочий Кабинета Министров Украины об утверждении критериев определения вероятности негативного воздействия планируемой деятельности на территории Изумрудной сети;
  • обеспечено более благоприятный срок переходного периода для введения в действие положений законопроекта.

Что еще изменили в доработанном документе:

  1. Управление территориями Изумрудной сети будет осуществлять Минприроды. Мониторинг по территориям Изумрудной сети осуществляют представители природно-заповедного фонда на местах.
  2. Увеличен с шести  до 12 месяцев срок введения Закона в действие.
  3. Оценка воздействия на территории Изумрудной сети (ОВТИС) включены в общую процедуру ОВД или СЕО (Стратегическую экологическую оценку).
  4. Виды деятельности, которые уже прошли ОВД, а не должны проходить процедуру ОВТИС.
  5. Вывод из ОВТИС должен буди предоставлен не позднее чем за пять рабочих дней. Сам разрешительный документ является действительным в течение пяти лет.
  6. Продолжительность общественного обсуждения о необходимости проведения ОВТИС для проектов планируемой деятельности на территориях Изумрудной сети может длиться не более десяти дней.
  7. В рамках проектов землеустройства не нужно предоставлять информацию о границах и планах управления территориями Изумрудной сети для проектов землеустройства.
  8. Из плана управления территориями Изумрудной сети исключено положение о необходимости определения перечня видов деятельности, запрещенных или которые ограничиваются на ее территории.
  9. Информация о планах управления территориями Изумрудной сети должна вноситься в Нацреестр о территории Изумрудной сети не дольше чем 5 дней.
  10. Уточнение требование осуществлять ОВТИС исключительно для территорий, уже включены в Нацреестр.
  11. Запреты и ограничения территорий Изумрудной сети не распространяются на виды деятельности, уже осуществляющиеся на основе действующих разрешительных документов.

Как сообщала ЭкоПолитика, 15 июля Верховная Рада Украины не принимала в первом чтении законопроект №4461 "О территориях Изумрудной сети". За соответствующее решение проголосовали лишь 199 народных депутата. По результатам голосования законопроект не набрал необходимого количества голосов для принятия в первом чтении и 237 голосами был направлен на доработку.

Читайте также
Появилась повестка дня экокомитета на 4 декабря: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка дня экокомитета на 4 декабря: что рассмотрят нардепы

Народные депутаты обсудят вопросы управления отходами добывающей промышленности и сохранения объектов природно-заповедного фонда 

Экокомитет проведет заседание 24 июля: что на повестке дня
Экокомитет проведет заседание 24 июля: что на повестке дня

Среди прочего депутаты затронут актуальный вопрос шума от электрогенераторов