Турция готовится к запуску пилотной фазы СТВ и разрабатывает свою модель CBAM shutterstock

Турция готовится к запуску пилотной фазы СТВ и разрабатывает свою модель CBAM

Анна Великая

Ранее планировалось, что система начнет свое функционирование в 2024 году

Национальная система торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) в Турции начнет свою пилотную фазу в начале 2025 года. Параллельно правительство страны работает над собственным механизмом углеродной корректировки импорта (CBAM).

Об этом сообщил эксперт компании kolum Хельге Виггрефе.

Запуск турецкой СТВ

Эксперт рассказывает, что Турция планирует ввести собственную СТВ, построенную по образцу европейской системы торговли квотами на выбросы (EU ETS). Пилотная фаза начнется в 2025 году, тогда как первая полноценная фаза внедрения запланирована на период с 2027 по 2034 год. Основными целями являются:

  • сокращение выбросов в секторах с высоким уровнем воздействия, таких как нефтеперерабатывающие заводы, производство металлов, химикатов и цемента;
  • поощрение перехода на чистые технологии;
  • создание надежного механизма ценообразования на выбросы углерода.

Как будет работать система торговли квотами в Турции

По словам Хельге Виггрефе, квоты будут распределяться через аукционы и продаваться через энергетическую биржу Турции. Такая схема имеет потенциал для получения значительных государственных доходов, подобно европейской системе. Кроме влияния на окружающую среду, СТВ также рассматривается как стратегический ответ на финансовое бремя, надвигающееся со стороны CBAM ЕС.

CBAM как вызов для Анкары

По мнению эксперта kolum, введение Евросоюзом CBAM является прямым вызовом для турецкой промышленности.

"Почти 50% турецкого экспорта идет в ЕС, включая многие продукты из секторов с высоким уровнем выбросов. Начиная с 2026 года, этот экспорт будет облагаться углеродной пошлиной, если только они не смогут продемонстрировать, что эквивалентная цена на выбросы углерода уже была уплачена в Турции", – объясняет он.

По прогнозам Хельге Виггрефе, это имеет два основных последствия:

  • без функционирующей СТВ турецкие компании могут столкнуться со значительными конкурентными недостатками;
  • европейские компании, которые импортируют турецкие товары, будут иметь более высокие расходы.

"Особенно пострадают машиностроение, строительство и автомобильная промышленность, которые в значительной степени полагаются на турецкие промежуточные продукты", – говорит специалист.

Он считает, что введение турецкой СТВ способно смягчить эти расходы, поскольку углеродные платежи, уплаченные в Турции, будут зачислены в счет сбора CBAM. Однако эксперт отмечает, что это зависит от фактического уровня цен в турецкой СТВ, который еще предстоит определить.

"Если турецкие цены на углерод будут слишком низкими, импортеры из ЕС все равно будут вынуждены доплачивать разницу, чтобы соответствовать ценам СТВ ЕС", – говорит специалист.

Введение турецкого CBAM

В дополнение к СТВ, правительство Турции планирует создать собственную модель CBAM. Ожидается, что в парламент внесут законопроект, направленный на введение углеродной пошлины на импорт, подобно подходу ЕС.

По словам Хельге Виггрефе, турецкий CBAM будет иметь много преимуществ:

  1. Защитит отечественную промышленность. Он будет гарантировать, что турецкие компании, которые инвестируют в технологии с низким уровнем выбросов, не окажутся в невыгодном положении из-за более дешевого импорта с интенсивными выбросами.
  2. Будет способствовать честной конкуренции. Он предотвратит получение странами с более слабым климатическим законодательством несправедливого преимущества в расходах благодаря более низким ценам на углеродные квоты.
  3. Доходы от турецкого CBAM можно было бы направить на инвестиции в возобновляемую энергетику и чистые технологии, что ускорило бы устойчивый экономический переход страны.

Однако эксперт отмечает, что реализация такого замысла остается сложной задачей.

"Создание национального механизма углеродной корректировки импорта является сложным процессом и может столкнуться с сопротивлением со стороны торговых партнеров. Кроме того, обеспечение совместимости между турецким CBAM и европейским CBAM будет иметь решающее значение для избежания двойного налогообложения для бизнеса", – предупредил Виггрефе.

Напомним, в ноябре 2023 года ЭкоПолитика писала о намерении Турции ввести национальную систему торговли выбросами в 2024 году. Позже мы сообщали, что запуск турецкой СТВ неоднократно откладывали.

Читайте также
Запуск СТВ в Украине: эксперты предупредили о потенциальных рисках
Запуск СТВ в Украине: эксперты предупредили о потенциальных рисках

Они обусловлены как войной, так и ненадлежащей проработанностью процедур и процессов

Как и когда Минприроды планирует запускать украинскую СТВ
Как и когда Минприроды планирует запускать украинскую СТВ

Рассказываем о сроках, вызовах и перспективах внедрения