Тарас Качка о Green Deal, CBAM и экологических проблемах Украины: эксклюзивное интервью

Тарас Качка о Green Deal, CBAM и экологических проблемах Украины: эксклюзивное интервью AgroPolit
Аркадий Поляк

"Fit for 55" является ключевым изменением в мировой экономике, и, конечно челленджем для Украины

ЭкоПолитика получила возможность пообщаться с заместителем министра экономики Украины - торговым представителем страны Тарасом Качкой. В центре внимания нашей беседы - европейская инициатива "Fit for 55", подробности о будущем налога CBAM, а также, как сейчас проходят переговоры Украина - ЕС.

  • Господин Тарас, недавно было объявлено о разработке европейского законодательства Fit for 55. Насколько это повлияет на Украину?

Да, 14 июля Европейская Комиссия обнародовала законодательный пакет "Fit for 55", который направлен на пересмотр климатических и энергетических целей ЕС до 2030 года. Основные цели, которые ставит перед собой ЕС - уменьшение средних выбросов углерода в Европейском Союзе на 55% к 2030 году по сравнению с 1990 годом и реализация промежуточных целей стратегии Европейского зеленого курса (ЕЗК) по достижению Евросоюзом углеродной нейтральности к 2050 году.

В общем, пакет укрепляет восемь действующих законодательных актов и предлагает пять новых инициатив в различных сферах политики и секторах экономики: климат, энергетика и топливо, транспорт, строительство, землепользования и лесное хозяйство, которые помогут наиболее эффективным путем достичь поставленной цели.

"Fit for 55" является ключевым изменением в мировой экономике, и, конечно челленджем для Украины. Наша цель -  вовремя повлиять на этот процесс, чтобы создать выгодные условия для украинских производителей, с учетом климатических вызовов.

  • Но экологические проблемы в Украине свидетельствуют, что мы институционально не готовы к высоким европейским целям...

Погодите, если прислушиваться к некоторым экологическим активистам - у нас дымом затянута вся Украина, а вот уже на границе с Польшей - голубое небо, и там все хорошо живут! Первая задача, которая у нас есть, — выйти из модели "Идеальная ЕС - плохая Украины". На самом деле — везде есть проблемные установки и точечные проблемы, которые надо решать. Но, в целом, с точки зрения климатической политики, мы не такое уже и плохое государство! У нас есть определенные "рекордсмены" - загрязнители, например, тепловые электростанции, но мы так же готовы, как и Европа!

Ну, не надо воспринимать нас как страну, которая постоянно догоняет страны Евросоюза. Во многих моментах мы одинаковы, но каждая - со своими нюансами. Можно посмотреть на Национально-определенный вклад Евросоюза в рамках Парижского Соглашения, там в разделе "амбиции" утверждается, что разные государства следующие 10 лет будут по-своему модернизироваться — у некоторых даже вообще ноль стоит. Разумеется, они не могут так быстро модернизироваться, как богата Германия. Но наше Соглашение об ассоциации вписывает страну в этот процесс - де-юре. Итак, основной тезис - это дипломатия, должна достичь цели - Украина и ЕС равные партнеры, каждый со своими проблемами. Мы должны помогать друг другу.

  • Но как помогать?

Во-первых - Украина и ЕС являются одним рынком? По моему мнению, Украина должна быть частью рынка промышленного ЕС. Но это не только вопрос свободной торговли, но и, например, стандартизации. В целом - бизнес-культуры. Вторая часть - трансфер технологий. Украина тоже должна быть за этим столом переговоров. Это нужно как для продажи товаров, так и для получения финансирования.

В конце концов, с точки зрения финансирования у нас хороший диалог с Европейской комиссией. Например, в мае принято решение - механизм обеспечения международных финансовых институтов будет распространяться и на Украину. Этим могут воспользоваться даже частные проекты из нашей страны.

  • А что сегодня происходит в ЕС?

Там есть сложный процесс дискуссий между экологическими активистами, потребителями, бизнесом, финансовыми кругами, учеными, поставщиками оборудования, чтобы выработать общее решение. И это самый сложный момент - это же противодействие всех против всех! В Украине, кстати, происходит похожий процесс. Нам нужно внутри украинскую дискуссию интегрировать во внутриесовскую дискуссию. Наши обязательства перед ЕС дают нам хорошую перспективу привлечений к этим политикам.

  • А какую основную проблему в Украине вы бы определили?

Единственная проблема, которая есть внутри Украины - финансовое управление. Я бы сказал, не так хорошо развита культура поддержки бизнеса — есть или льготы, или компенсации банковских ставок, и мы зависим от них. Я надеюсь Фонд декарбонизации будет первым успешным примером аккумуляции средств с различных ресурсов. В частности, речь идет об углеродном налоге, который бы направлялся не в общий бюджет, а на проекты по декарбонизации.

  • Есть подробности по внедрению механизма CBAM: ну, например, на какие товары он будет распространяться? Будет ли спецрежим для производителей электроэнергии?

Я хочу сказать, что механизм корректировки углерода на границе (CBAM) будет постепенно применяться только к выбранному количеству товаров с высоким риском источников углерода: чугуна и стали, цемента, удобрений, алюминия и производства электроэнергии. Начиная с 2023 года для этих товаров будет применяться система отчетности, ее цель - способствовать бесперебойному внедрению диалога с третьими странами, а импортеры начнут выплачивать финансовое регулирование в 2026 году.

CBAM будет отражать Европейскую систему торговли квотами на выбросы (ETS), поскольку система базируется на приобретении сертификатов импортерами. Цена сертификатов будет рассчитана в зависимости от средненедельной аукционной цены квот ЕС ETS, выраженной в евро/т выбросов CO2. Импортеры товаров должны будут либо индивидуально, либо через представителя зарегистрироваться в национальных органах власти ЕС, где они также могут приобрести сертификаты CBAM.

Хочу обратить внимание - пока, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 проекта Регламента ЕС о CBAM если только третья страна или территория имеет рынок электроэнергии, интегрированный с внутренним рынком электроэнергии Союза путем связи рынков и не удалось найти техническое решение по применению CBAM к импорту электроэнергии в Союз, с этой третьей страны или территории, - такой импорт электроэнергии освобождается от применения CBAM.

Кроме того, в проекте Регламента ЕС о CBAM (Приложение II) предусмотрен перечень стран, на которые не будет распространяться его действие.

  • Как сейчас происходят экономические переговоры Украина-ЕС: есть значительные победы - где узкие места?

Для начала дадим цифры: сегодня Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером Украины с удельным весом торговли товарами 40,2% от общего объема внешней торговли Украины.

С момента начала применения торговых положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС имеем уже пять лет успешных торговых отношений, отражающих реальный запрос населения и бизнеса на товары и продукцию, происхождением из Украины и стран-членов Европейского Союза.

Сегодня в обществе существует запрос на просмотр параметров либерализации путем ускорения и расширения. При этом должны быть максимально учтены предложения украинской стороны, которые подготовлены с учетом наиболее приоритетных для Украины позиций с точки зрения продуктивного развития двусторонних торговых отношений с ЕС в контексте свободной торговли.

  • У вас есть определенная позиция. Какая она?

Да. По результатам анализа предложений товаропроизводителей и бизнес-ассоциаций Минэкономики было сформировано консолидированную позицию Украины для дальнейшей дискуссии с Европейским Союзом в контексте пересмотра Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Предложения по обновлению Углубленной и всесторонней зоны свободной торговли (УВЗСТ) Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС выходят из:

  1. Макроэкономического измерения эффективности Соглашения, а именно общего состояния двусторонней торговли Украины и ЕС и ее влияния на экономику Украины;
  2. Кросс-секторального измерения новых регуляторных инициатив ЕС, которые будут иметь существенное влияние на условия доступа украинских товаров и услуг на рынок ЕС и качество экономической интеграции Украины в ЕС;
  3. Секторального измерения обновления отдельных сегментов, исходя из четко артикулированных потребностей украинского бизнеса в соответствующих отраслях экономики.
  • Как продвигается тема отмены ввозной пошлины в переговорах с ЕС?

Для участия в переговорах с Европейским Союзом относительно ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС (распоряжением Президента Украины от 11.06.2021 № 501/2021-рп) образовано делегацию Украины. Главой делегации определен Вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, в состав вошли представители причастных министерств и органов государственной власти.

Украинской стороной было направлено Стороне ЕС предложения по ускорению и расширению сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии со статьей 29 (4) Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Осенью планируется провести первый раунд официальных переговоров с Европейским Союзом по ускорению и расширению сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Читайте также
Основные политические партии ЕС договорились о смягчении Green Deal
Основные политические партии ЕС договорились о смягчении Green Deal

Крупнейшие политические партии стран ЕС приняли решение смягчить экологические требования для предприятий и бизнеса

Конец века всё ещё оставляет возможность ограничить глобальное повышение температуры до 1,5°C, – Гутерриш
Конец века всё ещё оставляет возможность ограничить глобальное повышение температуры до 1,5°C, – Гутерриш

За последние 10 лет удалось снизить прогнозируемое глобальное повышение температуры на 1°C

ЕС уже во второй раз откладывает внедрение Регламента ЕС по вырубке лесов: какова реальная причина
ЕС уже во второй раз откладывает внедрение Регламента ЕС по вырубке лесов: какова реальная причина

С тех пор как внедрение EUDR было отложено в прошлом году, было уничтожено более 23 млн деревьев

ООН требует от правительств стран более амбициозных климатических обязательств
ООН требует от правительств стран более амбициозных климатических обязательств

Прошлый год стал самым жарким за всю историю из-за глобального потепления