СВАМ внедрят на чугун, сталь и алюминий, но исключат ферросплавы, лом и удобрения – эксперт Shutterstock

СВАМ внедрят на чугун, сталь и алюминий, но исключат ферросплавы, лом и удобрения – эксперт

По словам специалиста, часть средств, аккумулированных за счет СВАМ, было бы целесообразно использовать на проекты за пределами ЕС

Окончательного решения Евросоюза по СВАМ еще нет, однако текущий вариант включает позитивные моменты и свидетельствует о готовности ЕС к переговорам.

Об этом сообщил в своей колонке для Green Deal кандидат экономических наук, аналитик GMK Center Андрей Глущенко.

По его словам, Украина должна использовать все возможности для того, чтобы донести свою позицию по СВАМ органам принятия решения в Евросоюзе.

"Важно понимать, что СВАМ — не отдельный инструмент, а часть более широкого пакета мер ("Fit for 55"), направленного на снижение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году", – пишет эксперт.

Как известно, кроме СВАМ "Fit for 55" включает:

  • снижение общего объема квот, доступных в Европейской системе торговли парниковыми квотами (EU ETS);
  • отказ от выдачи бесплатных парниковых квот авиации и распространение действия EU ETS на морской транспорт;
  • увеличение объемов Инновационного и Модернизационного фонда, существующих в рамках EU ETS;
  • обязательство участников ЕС полностью расходовать поступления от продажи квот на проекты, связанные с предотвращением изменений климата;
  • увеличение до 40% доли электроэнергии из возобновляемых источников до 2030 года;
  • ужесточение стандартов для автомобилей (выбросы новых авто должны быть снижены по сравнению с 2021 г. на 55% к 2030 г. и на 100% к 2035 г.) и др. меры.

"СВАМ – это часть системной экологической политики ЕС. Помимо ограничений, эта политика предлагает и стимулирующие меры, но это другая история", – подчеркнул Глущенко.

Внедрение СВАМ

"Изначально СВАМ предлагается распространить на импорт ограниченного перечня товаров: чугуна и стали, алюминия, цемента, основных органических химических веществ, электроэнергии. Часть продукции Еврокомиссия предлагает исключить из-под действия СВАМ — ферросплавы, лом и некоторые удобрения, производство которых не связано со значительными выбросами парниковых газов", – добавил эксперт.

По его словам, ЕК планирует вводить СВАМ постепенно. В период с 2023 по 2025 год рекомендуется ежеквартально подавать только отчеты. Они включают информацию об объемах импорта, прямых и непрямых выбросах СО2, связанных с производством импортируемой продукции, а также уплаченных налогах на СО2 в странах производства. За несвоевременную подачу отчетности предусмотрены штрафы.

С 2026 года планируется полномасштабный запуск СВАМ. Со стартом действия этого механизма импортеры будут обязаны покупать СВАМ-сертификаты. Их количество будет зависеть от выбросов СО2, связанных с производством импортируемой продукции, а также объема бесплатно распределяемых квот в ЕС. Цена СВАМ-сертификатов будет рассчитываться еженедельно путем усреднения цен на парниковые квоты в EU ETS.

"Объем пула СВАМ-сертификатов предполагается не ограничивать, чтобы не создавать препятствий в торговле. Срок действия СВАМ-сертификатов – 2 года. Соответственно, импортеры могут попытаться получить выгоду от колебаний цен на СО2. Например, купить больше сертификатов после падения цены, а использовать позже при необходимости. Возможности свободной перепродажи СВАМ-сертификатов отсутствуют: декларант, отчитавшийся об импорте углеродоемкой продукции и купивший СВАМ-сертификаты, сможет продать до 1/3 купленных сертификатов. Покупателем в этом случае выступит орган, выпустивший СВАМ-сертификаты", – подчеркнул Глущенко.

Кроме того,  для расчета СВАМ-платежей планируют использовать фактические выбросы СО2 в странах, откуда ЕС импортирует продукцию. Для этого создадут базу данных, в которой будут аккумулироваться верифицированные данные о выбросах СО2 на уровне предприятий-экспортеров. Если фактические выбросы невозможно рассчитать, предполагается использовать усредненные бенчмарки выбросов, установленные на основе системы мониторинга и верификации.

Также Еврокомиссия рассматривает возможность учета уплаченных налогов на выбросы СО2 в странах-экспортерах, где была произведена импортируемая продукция. В таком случае СВАМ-платеж будет уменьшаться на сумму уплаченных углеродных налогов. При этом пока нет понимания, как этот механизм может работать на практике.

Первоначально СВАМ предлагают рассчитывать исходя из прямых выбросов СО2. При этом не исключается возможность пересмотра механизма в дальнейшем. Еврокомиссия, например, оставляет за собой право расширить как объем выбросов, так и список секторов, облагаемых в рамках СВАМ. В частности, в документе уже есть рекомендация распространить СВАМ на импорт труб, чтобы устранить возможность избегания СВАМ-платежей от импорта стали за счет наращивания импорта более сложной продукции.

По словам эксперта, Еврокомиссия попыталась максимально учесть предложения основных стейкхолдеров и поэтому предложения по СВАМ включают такие позитивные моменты:

  • переходный период, в течение которого плата не взымается (используется для сбора информации);
  • учет бесплатных квот для европейских производителей при расчете объема СВАМ-сертификатов, который должны купить импортеры (за счет этого
  • обеспечивается равная фискальная нагрузка на европейских производителей и экспортеров);
  • неограниченный объем пула СВАМ-сертификатов (импортеры могут купить любое количество СВАМ-сертификатов, объем пула не используется в качестве новой системы квотирования импорта);
  • возможность учета фактических выбросов СО2 для расчета СВАМ-платежей (это условие обеспечит правильный расчет стоимости СВАМ-сертификатов, которые приобретаются при импорте).

Куда ЕС направит деньги?

"Открытым остается самый главный вопрос – как будут использоваться собранные СВАМ-платежи. Со стороны европейских чиновников ранее звучали пожелания направлять средства на проекты внутри ЕС. Это выглядит необоснованно, поскольку, во-первых, СВАМ будет собираться де-факто за счет маржи экспортеров (предприятий, расположенных за пределами ЕС). Во-вторых, Евросоюз обосновывал необходимость введения СВАМ глобальными целями – борьбой с изменением климата в мировом масштабе", – утверждает эксперт, добавив, что целесообразно использовать часть средств, аккумулированных за счет СВАМ, на проекты за пределами ЕС.

"Нужно понимать, что сейчас нет окончательного механизма СВАМ. Есть только предложения для дальнейшей дискуссии, причем основная дискуссия ожидается в Европарламенте, который примет окончательное решение. Поэтому важно скоординировать усилия, чтобы донести нашу позицию по СВАМ всем органам принятия решения в Евросоюзе", – резюмировал Глущенко.

Ранее ЭкоПолитика писала о том, как будут применять СВАМ в отношении Украины.

Также сообщалось, что такое СВАМ и как он может повлиять на украинских экспортеров.

Теги: ,
Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране