Строительство водного пути в Беларуси может привести к экологической катастрофе в Украине Shuttestock

Строительство водного пути в Беларуси может привести к экологической катастрофе в Украине

Романа Слисар

Северным регионам нашего государства грозят обмеление водоемов, высыхание лесов и пожары на торфяниках

Запланированное в Беларуси строительство водного пути Е40 будет иметь катастрофическое воздействие на окружающую среду в нескольких областях Украины.

Об этом говорится в сообщении Украинской Природоохранной Группы (UNCG).

Как отмечается, украинские экологи проанализировали все возможные риски данного проекта.

По данным специалистов, строительство Е40 требует колоссальных инженерных вмешательств в долину реки Припять на территории Республики Беларусь. Это грозит уменьшением водности и изменением погодно-климатических условий всего Западного Полесья.

"Инженерные вмешательства будут происходить на белорусской части бассейна, а наиболее ощутимые (и, очевидно, катастрофические) последствия будут преимущественно на территории Украины", – заявляют экологи.

В частности, согласно отчету UNCG, в северных регионах возможно высыхание лесов, увеличение частоты и масштабов пожаров в лесах и на торфяниках. Кроме того, есть угроза колоссальных выбросов парниковых газов в результате пожаров и из-за потери увлажнения торфяников.

"Такие риски  крайне тревожны, учитывая, что Украина уже сейчас является наименее обеспеченным водными ресурсами государством Европы", – отмечается в отчете.

По мнению экспертов, изменения в окружающей среде, вызванные инженерным преобразованием долины р. Припять, приведут к разрушению биоразнообразия, уничтожению редких видов флоры и фауны, изменению и потере редких типов природных оселищ.

Кроме того, согласно проекта, Е40 проходит через Чернобыльскую зону отчуждения, а это чревато высвобождением радионуклидов, захороненных в почве и осадке на дне водоемов, и дальнейшую их миграцию в водохранилища Днепровского каскада.

Экологи призвали Минприроды, профильные комитеты ВРУ и Совет нацбезопасности и обороны обратить внимание на ситуацию, провести трансграничную оценку и принять меры для защиты окружающей среды.

Справка:

Водный путь E40 – спроектированный судоходный транспортный маршрут, целью которого является соединить Балтийское и Черное моря. Длина примерно 2000 км.

Маршрут проходит от г. Гданьска в Польше, вдоль рек Вислы и Западного Буга к г. Тересполя на польско-белорусской границе, а затем через территорию Беларуси по руслу р. Припять в г. Херсон в Украине.

Украинская часть водного пути Е40 должна пройти руслом р. Припять, через Чернобыльскую зону отчуждения и р. Днепр. Длина украинской части пути – 970 км.

Официально проект водного пути E40 еще на ранней стадии, но в Украине уже ведется подготовка стратегических документов, реализуются отдельные блоки проекта. В 2020 году проведено углубление дна реки Припять в пределах зоны отчуждения.

По мнению ряда специалистов, строительство негативно повлияет на экологию и культурное наследие Полесья, ухудшит гидрологическую и радиационную ситуации.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что экологи призвали остановить проект Е40 и попросили украинцев подписать петицию за сохранение экосистемы Полесья.

Читайте также
Загрязненная окружающая среда убила больше людей, чем COVID-19, – ООН
Загрязненная окружающая среда убила больше людей, чем COVID-19, – ООН

Более 750 000 человек ежегодно умирает от влияния выхлопных газов, асбеста и твердых частиц

Как правильно писать слова с частью ЭКО: языковой ликбез
Как правильно писать слова с частью ЭКО: языковой ликбез

Что диктует Правописание 2019 года

День экологического образования: ТОП проблем, которые больше всего беспокоят украинцев
День экологического образования: ТОП проблем, которые больше всего беспокоят украинцев

На этой неделе в Украине проходит немало образовательных экомероприятий

Экоактивисты рассказали об опасности шумового загрязнения
Экоактивисты рассказали об опасности шумового загрязнения

Шум активизирует выработку "гормонов стресса"