Практически полная тенизация рынка услуг по переработке опасных отходов, безответственность органов власти и бюрократические барьеры при получении разрешительных документов тормозят экономику, бизнес и восстановление страны во время войны.
Об этих и других критических проблемах в сфере обращения с отходами и о реальном состоянии рынка переработки говорили представители бизнеса, профессионального сообщества, власти и местного самоуправления во время круглого стола "Отходы во время войны: бюрократия vs безопасность", организованного Ассоциацией профессионалов окружающей среды (PAEW).
Стейкхолдеры откровенно рассказывали о проблемах, с которыми они столкнулись, когда государство начало внедрять реформу управления отходами. Приводим основные из них:
1. Государство выдвинуло требования к производителям, но не предоставило возможности их выполнить.
Промышленники и специалисты отрасли подчеркнули: в Украине сейчас критически не хватает инфраструктуры для переработки. Закон Украины "Об управлении отходами" требует передавать отходы по конкретным кодам и операциям, однако по ряду групп в государственных реестрах попросту нет лицензированных операторов или их критически мало.
По данным главы Комитета по управлению отходами PAEW Алены Шутенко, сейчас только 41 компания в Украине имеет лицензию на управление опасными отходами.
"Формально бизнес нарушает закон. Фактически – ему некуда деться", – констатирует президент Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW Людмила Цыганок.
2. Как следствие первого пункта практически весь рынок услуг по переработке отходов в Украине ушел "в тень". Это подтверждают как экологи, так и сами промышленники.
"Сегодня ресурсосодержащие отходы просто продаются за наличные, перерабатываются черными переработчиками. [...] Полностью рынок управления опасными отходами переходит “в тень”, в наличный расчет, на полигоны и так далее", – рассказал основатель компании "Эко-Энергопром" Глеб Рыжов.
Он отмечает, что те немногие лицензиаты, которые сейчас есть, выбирают, с кем работать, а цены на переработку "взлетели просто в космос".
3. Ретроспективное применение новых требований.
Государство изменило классификации, коды и формальные подходы, а производителей, которые годами работали с действующими разрешениями и не меняли технологии, из-за этого заставляют проходить процедуры заново.
4. Двойное, а для опасных отходов тройное дублирование государственного регулирования.
Чтобы иметь возможность работать, власти требуют от переработчиков отходов пройти следующие процедуры:
- получение разрешения на проведение операций по обращению с отходами;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- получение лицензии на хозяйственную деятельность по управлению опасными отходами.
Эксперты PAEW отмечают, что на практике процессы получения разрешения и лицензии зачастую основаны на очень похожих пакетах документов и формируют дублирующие обязательства.
"Эти механизмы превратились в давление со стороны государства", – убеждена Алена Шутенко.
5. В Украине до сих пор нет первичной оценки рисков для отходов разрушений, которые образуются после обстрелов.
Государство не рассматривает их как потенциально опасные, хотя они могут содержать асбест, продукты горения, тяжелые металлы, полихлорированные бифенилы. Фактически это легализует неконтролируемое распространение потенциально токсичных материалов, что будет иметь существенное влияние на здоровье людей.
"В течение последних четырех лет должно было быть принято управленческое решение. Оно не было принято, поэтому его нужно принять сейчас. Должна быть четкая модель управления рисками", – подчеркнул вице-президент PAEW по военной экологии и восстановлению экосистем Валентин Щербина.
6. Ответственность за проведение реформы размыта между разными ведомствами. Отсутствует согласованность, и никто не отвечает за работоспособность системы в целом.
7. Цифровая система учета отходов не функционирует полноценно, есть не весь необходимый функционал. Бизнес сталкивается и с бумажно-процедурной сложностью, и с цифровыми барьерами.
8. Толкование норм законодательства и требования при получении разрешительных документов меняются вместе со сменой руководства профильного министерства.
Глеб Рыжов рассказал, что от его предприятия после кадровых изменений в руководстве ведомства стали запрашивать заключение по ОВОС, которое ранее не требовались.
"С такой ситуацией столкнулось огромное количество предприятий, работающих в сфере управления отходами. Сейчас они стоят – не работают", – рассказывает бизнесмен.
Ранее ЭкоПолитика анализировала причины “мусорной” проблемы в Украине и рассказывала, что может сделать для улучшения ситуации каждый из нас.
Также мы объясняли, какую опасность несет высвобождение асбеста при разрушении домов и сооружений.
О том, как государство пытается наладить обращение с отходами разрушений, читайте в нашем материале.