Европейская комиссия в анонсированном Соглашении о чистой промышленности должна определить, стоит ли позволить некоторым секторам в Евросоюзе исчезнуть, чтобы освободить место для "зеленых" технологий.
Об этом пишет издание POLITICO.
Аналитики говорят, что Европа сталкивается с мучительным выбором: как совместить экологическую политику с экономическими реалиями. Ситуацию осложняют стремительный рост расходов, жесткая конкуренция со стороны Китая и возможная торговая война с Соединенными Штатами.
Этот трудный выбор ждет компании и правительства по всему континенту: поддерживать продукты и технологии, которые больше не являются конкурентоспособными, или отказаться от них.
Высокая стоимость энергии и промышленный упадок
В материале обсуждаются вызовы, с которыми сталкивается Европейский Союз при переходе к зеленой экономике, особенно в отношении энергоемких отраслей промышленности. Сталелитейная, цементная, химическая промышленность и производство удобрений в ЕС находятся под давлением высоких цен на энергоносители, особенно после газового кризиса 2022 года, вызванного войной в Украине и сокращением поставок газа из россии.
Примером, который рассматривается в статье, является немецкий алюминиевый завод Rheinwerk в городе Нойс. Он прекратил первичное производство алюминия из-за высоких цен на энергоносители, но продолжает работать, перерабатывая вторичное сырье, поскольку этот процесс требует в разы меньше электроэнергии.
Этот пример иллюстрирует более широкую дилемму для ЕС: как сбалансировать амбициозные климатические цели с экономической жизнеспособностью и социальными последствиями.
В издании напомнили, что энергоёмкие сектора (производство стали, цемента, алюминия, химикатов и т. д.) отвечают за более чем пятую часть выбросов парниковых газов в ЕС, и их переход будет длительным и дорогим. Им придётся изменить свои производственные процессы, потреблять экологически чистую энергию, больше использовать переработанные материалы и улавливать остаток CO2, говорят аналитики.
Поскольку модернизация завода занимает годы, компаниям нужно уже сейчас знать, во что стоит инвестировать. Они хотят быть уверенными в том, с какими условиями им придётся столкнуться и какую поддержку они получат.
В POLITICO говорят, что Соглашение о чистой промышленности призвано решить многие проблемы производителей. Оно предлагает квоты на продукцию, произведенную в ЕС, для стимулирования спроса, а также новые меры по модернизации электросетей и снижению цен.
Конкуренция со странами с более низкими экостандартами
Некоторые отрасли, такие как производство стали и химическая промышленность, сталкиваются с трудностями из-за высокой энергоемкости и конкуренции со стороны стран с менее строгими экологическими стандартами.
Европейская комиссия пытается решить эти проблемы через инициативы, направленные на поддержку промышленности в условиях зеленой трансформации. Например, блок ввел механизм углеродной корректировки импорта (CBAM), чтобы защитить европейские компании от более дешевой, но менее экологичной продукции.
Например, блок ввел механизм углеродной корректировки импорта (CBAM), чтобы защитить европейские компании от более дешевой, но менее экологичной продукции из-за рубежа. Однако этот механизм не решает проблему высокой стоимости энергии в Европе.
Главная дилемма
Однако остается вопрос: какие отрасли следует поддерживать, а какие могут не выжить в новых условиях? Некоторые утверждают, что Европе стоит позволить некоторым энергоемким отраслям "умереть" и сделать ставку на технологии будущего. Другие настаивают, что без собственного производства стали, алюминия и продуктов химической промышленности ЕС станет зависимым от импорта, что угрожает экономической безопасности континента.
В POLITICO говорят, что Брюссель не может вечно избегать этого вопроса:
"Ответ на него определит не только то, как будут выглядеть промышленность и рынок труда ЕС в ближайшие десятилетия, но и автономию блока: откуда он получит алюминий для своих ветровых турбин, цемент для своих зданий или сталь для своего оружия".
На днях ЭкоПолитика писала о том, что углеродный рынок ЕС платит загрязнителям вместо финансирования чистого перехода. В 2023 году тяжелая промышленность Европейского Союза в рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов ЕС все еще получала большинство разрешений на загрязнение бесплатно, иногда даже в избыточном количестве.