Реформа в сфере промышленного загрязнения должна быть действенная, а не на бумаге — EBA Shutterstock

Реформа в сфере промышленного загрязнения должна быть действенная, а не на бумаге — EBA

Олена Яценьо

Бизнес предложил консолидировать предложения альтернативных законопроектов при доработке текста проекта закона № 4167

Украине нужна реальная реформа контроля промышленного загрязнения, а не на бумаге. Для этого власть должна учесть все замечания бизнеса.

Об этом в среду, 7 июля, отметили в пресс-службе Европейской бизнес-ассоциации.

"Среди замечаний и предложений, направленных Европейской бизнес-ассоциацией, в законопроекте № 4167 было учтено только возможность аннулирования интегрированного экологического разрешения исключительно на основании решения суда. В то же время другие замечания бизнеса так и остались без принципиальных изменений", — говорится в заявлении представителей ассоциации.

Во-первых, так и не был урегулирован вопрос исключения вида деятельности "подземные горные работы и связанные с ними операции, открытая добыча полезных ископаемых с поверхности участка, превышающей 25 гектаров" из-под действия законопроекта как такового, не регулируется Директивой 2010/75/ЕС о промышленных выбросах и для которого отсутствуют выводы наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

Во-вторых, для получения интегрированного разрешения для операторов установок устанавливается порядок без исчерпывающих оснований отказа в выдаче, аннулировании, приостановлении интегрированного разрешения. Это, соответственно, может привести к появлению рисков злоупотреблений со стороны разрешительных органов.

В-третьих, не решенным осталось замечания и по установлению автоматизированного оборудования для мониторинга выбросов загрязняющих веществ, которые в режиме реального времени должны передаваться в разрешительный орган и обнародоваться через Интернет. В новой редакции законопроекта № 4167 появился предохранитель на период отсутствия связи между автоматизированным оборудованием установки и разрешительным органом. Однако предложение устанавливать оборудование на всех источниках выбросов продолжает противоречить Директиве 2010/75/ЕС, которая предусматривает такие требования только в выводах НДТМ и только для определенного перечня установок. Кроме того, до сих пор не начат процесс приведения в соответствие действующих подходов к непрерывному измерению предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников с положениями Директивы 2010/75/ЕС, которые больше отражают реалии работы бизнеса.

В-четвертых, законопроект до сих пор не согласуется с Национальным планом сокращения выбросов от крупных сжигающих установок (НПСВ), в том числе в части недостаточного "переходного периода" для операторов установок в категории "Энергетика", а также права осуществления деятельности в переходный период на основании действующих специальных разрешений до окончания их срока действия. При таких условиях есть риск полной остановки работы энергетического сектора,что может иметь непоправимые последствия для экономики страны в целом.

В-пятых, представители бизнеса, Минэкономики, Минфина вновь кажутся не привлеченными в процесс разработки и утверждения НДТМ. Более того, в тексте законопроекта № 4167 появилось отрицательное положение, в частности, наделение Минприроды дискреционными полномочиями, в части расчета экономической целесообразности введения НДТМ и принятия решения о предоставлении отступления. По мнению бизнеса, НДТМ и любые экономические расчеты должны утверждаться только на уровне Кабинета министров Украины, что позволит обеспечить соблюдение требований Директивы по установлению прозрачных, недискриминационных регуляторных правил.

В-шестых, определен четкий срок введения в действие новых эконормативов в соответствии с НДТМ – начиная с 1 января 2028 года. Учитывая опыт стран ЕС, некоторые из которых до сих пор внедряют НДТМ, такие сроки в текущей экономической ситуации представляются нереалистичными для Украины.

В-седьмых, в проекте закона № 4167 сохраняется недостаток понимания потенциальных источников финансирования экомодернизации или стимулов государственной поддержки для предприятий, внедряющих НДТМ. Предлагаемое указание для Кабмина по разработке государственной целевой программы по экомодернизации в условиях дефицита бюджета представляется недостаточным для покрытия расходов предприятий, которые оцениваются в более чем 10 млрд долларов.

Также бизнес предложил консолидировать предложения альтернативных законопроектов при доработке текста проекту закона № 4167. В противном случае ассоциация не готова поддержать текущую редакцию этого законопроекта.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, 21 мая Верховная Рада Украины во второй раз провалила в первом чтении и отправила на доработку проект закона №4167 о реформе в сфере контроля промышленного загрязнения.

В течение месяца было зарегистрировано еще два альтернативных законопроекта – № 4167-2 и № 4167-3. Кроме того, 17 июня зарегистрировали третью версию законопроекта.

Читайте также
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны

"Острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации украинской промышленности

Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"

Нардепам рекомендуют принять доработанный документ в первом чтении

Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению
Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению

Также существует 3 "довоенных" законопроекта в сфере предотвращения промышленного загрязнения

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"
Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"