Рада проведет внеочередное экологическое заседание: какие ожидания komekolog.rada.gov.ua

Рада проведет внеочередное экологическое заседание: какие ожидания

Елена Яценьо

Чего стоит ждать: улучшение состояния окружающей среды или ухудшения бизнес-климата?

В четверг, 15 июля, Верховная Рада Украины соберется на внеочередное заседание, большинство повестки дня которого — экологические вопросы.

Назрел вопрос, чего ожидать от внеочередного экологического заседания: улучшение состояния окружающей среды или ухудшение бизнес-климата, сообщили в пресс-службе Европейской бизнес-ассоциации (EBA).

Народные депутаты рассмотрят такие законопроекты:

  • № 4167 "О промышленном загрязнение";
  • № 3091 "О государственном экологическом контроле";
  • № 5339 "О мониторинге загрязнения атмосферного воздуха";
  • № 4461 "О территориях Изумрудной сети".

Как утверждают в ассоциации, каждый из экологических законопроектов, которые вынесут на рассмотрение, важный для бизнеса, ведь призван имплементировать в украинское законодательство европейские подходы в сфере экологического мониторинга и защиты окружающей среды.

"Европейская бизнес-ассоциация последовательно подчеркивает необходимость реформы экоинспекции и важность модернизации промышленности до уровня европейских стандартов, ведь экологические и климатические факторы все больше влияют на международный экономический порядок дня. Более того, эксперты ассоциации постоянно оказывают комментарии и предложения к законопроектам, которые должны помочь внедрить европейские директивы и одновременно не убить бизнес. Но пока все вышеупомянутые документы объединяют потенциальный коррупционный компонент, институциональная несостоятельность и неучет украинских экономических и правовых реалий", — говорится в сообщении пресс-службы EBA.

  • Проект Закона № 4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности"

Этот документ парламент дважды провалил в первом чтении. Даже после ряда доработок за закрытыми дверями он до сих пор далек от концепции реформы разрешительной системы в сфере промышленного загрязнения, предусмотренной Директивой 2010/75/ЕС о промышленных выбросах и внедрении наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В частности, законопроект в текущей редакции:

  • до сих пор регулирует виды деятельности, которые не внесены в перечень Директивы и для которых нет европейских НДТМ;
  • не содержит исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче, аннулировании, приостановлении интегрированного экологического разрешения;
  • предусматривает установление средств автоматизированного мониторинга выбросов на всех установках, в то время как в ЕС такие требования прописываются только в НДТМ и не для всех отраслей;
  • не предусматривает переходного периода для видов деятельности в категории "Энергетика" и связи с Национальным планом сокращения выбросов (НПСВ), что является частью Директивы 2010/75/ЕС;
  • не предусматривает привлечения бизнеса к разработке и утверждению НДТМ;
  • предлагает слишком короткие сроки и отсутствие какой-либо государственной помощи для внедрения НДТМ, затраты на которую полностью лягут на плечи бизнеса.

Учитывая это, у представителей ассоциации возникает вопрос, действительно ли ко второму чтению будут учтены все вышеупомянутые замечания, если в течение двух лет правительственной и парламентской работы над текстом документа на них не обратили внимание.

  • Законопроект № 3091 "О государственном экологическом контроле"

Документ сразу отправили на доработку и подготовку к повторному первому чтению.

Как заявляют разработчики, документ будет способствовать изменению негативного имиджа Государственной экологической инспекции путем создания нового органа и внедрения европейских подходов к осуществлению контроля. Однако, по словам членов ассоциации, с опыта других стран ЕС не взяли хорошие практики в части разделения полномочий, введения ответственности инспекторов за неправомерные действия, публичности результатов проверок, сотрудничества с другими государственными органами и тому подобного.

В основе доработанной версии проекта закона № 3091 – все те же рычаги давления на бизнес и отсутствие усиления направления борьбы с браконьерством, незаконным рубками и добычей полезных ископаемых, наносят наибольший ущерб государству.

Больше всего вопросов вызывает то, что хоть в тексте законопроекта и написано, что в нем соблюдаются иерархии действующего законодательства в сфере государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности (Закон №877), но большинство положений все же ему не соответствует. Речь идет о следующем:

  • введение 4-ступенчатой ​​градации предприятий в зависимости от степени риска на окружающую среду;
  • возможность указывать в приказе о проверке только адрес и проверять сразу всех предпринимателей, которые там расположены;
  • санкционирование за создание препятствий должностным лицам (недопуск).

Кроме того, законопроект четко определяет полномочия и обязанности как контролирующих органов, так и субъектов хозяйствования, но ответственность за их невыполнение предусмотрено только для предприятий. Также, как отметили в бизнес-сообществе, отдельной "изюминкой" документа является положение об установлении систем автоматизированного мониторинга в течение 6 месяцев после вступления в силу законопроекта, однако это положение уже предусмотрено законопроектом № 4167.

  • Проект закона № 5339 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"

Законопроект вносит изменения в действующее законодательство в части регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом документ, как отмечают в EBA, является неким синтезом ключевых положений предыдущих законопроектов – обязанность установления предприятиями автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ (предусмотрено в законопроектах № 4167 и № 3091) без понимания того, как будет осуществляться сбор данных, и устанавливает ответственность за необоснованное недопущение к проверке инспекторов ГЭИ (предусмотрено в законопроекте № 3091), чем нивелирует право бизнеса на недопуск, которое предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, законопроект выделяет предприятиям не более 10 лет на осуществление мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ, пренебрегая при этом как европейскими регламентами, что никогда не ограничивали право бизнеса на экомодернизацию во времени, так и практическим опытом стран ЕС, которые до сих пор внедряют НДТМ с учетом их дороговизны.

Соответственно, обещанное в пояснительной записке к проекту Закона утверждение по совершенствованию механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдачи разрешений на выбросы, улучшению государственного регулирования, хозяйственных отношений, уменьшению административного давления на субъектов хозяйствования и сокращению их административных расходов, представляется сомнительным. При этом сам документ скорее кажется "спасательным кругом", который в случае непринятия двух вышеупомянутых законопроектов обеспечит законодательное закрепление точечных норм, которые без комплексных реформ не будут способствовать уменьшению влияния промышленности на окружающую среду.

  • Законодательная инициатива № 4461 "О территориях Изумрудной сети"

Проект закона должен обеспечить сохранение типов природных оселений и видов природной фауны и флоры на территориях Изумрудной сети. После ряда замечаний от различных стейкхолдеров, в частности НАПК, рабочих групп, редакция документа так и осталась без изменений, к сожалению бизнеса. В частности, некоторые положения законопроекта могут иметь неоднозначную трактовку, а значит стать основанием для возникновения потенциальных коррупционных рисков и усложнить реализацию инвестиционных проектов бизнеса:

  • предприятия вынуждены будут получать дополнительный документ разрешительного характера для осуществления хозяйственной деятельности, а именно заключение по оценке воздействия на территории (второй вывод по оценке воздействия на окружающую среду — ОВД), и фактически дважды осуществлять процедуру, которая имеет целью оценить и уменьшить негативное влияние планируемой деятельности на окружающую среду;
  • отсутствие критериев для оценки наличия/отсутствия негативного влияния и четкого перечня видов деятельности, которые будут ограничены и запрещены в связи с неполной имплементацией Директивы 92/43/ЕС, которая такую ​​информацию приводит, а также делает исключения для проектов, представляющих общественный интерес;
  • отсутствие четкого перечня видов деятельности, по которым необходимо осуществлять оценку влияния на территории, может привести к разногласиям в применении норм проекта закона и коррупционных рисков, ведь такие решения по своему усмотрению смогут принимать уполномоченные органы власти;
  • отсутствие четкого понимания, что будет применяться требование по осуществлению оценки воздействия на территории для предприятий, которые уже получили разрешительные документы, но начали деятельность после принятия проекта закона;
  • необходимость проведения оценки воздействия на территории в процессе осуществления землеустройства, а также перед получением ряда документов разрешительного характера. На практике, это может привести к необходимости проведения процедуры несколько раз для реализации одного проекта. Особую угрозу такой подход представляет для предприятий в сфере недропользования, где может быть заблокирована деятельность компаний, которые приобрели свои лицензии через аукционы за сотни миллионов гривен;
  • отсутствие переходного периода для имплементации планов управления территориями Изумрудной сети, которые разрабатываются в течение 6 лет и потенциально устанавливать меры по сохранению биоразнообразия и перечень видов деятельности, которые запрещены или которые ограничиваются на территории Изумрудной сети.

"Хотим выразить надежду, что под громкими лозунгами реформ в сфере очистки окружающей среды от негативного воздействия народные депутаты смогут рассмотреть законопроекты, которые откровенно направленные на очищение страны от инвесторов. Очень надеемся, что это не является целью народных и это заседание не станет провальным с точки зрения экореформ", — подытожили в ассоциации.

Также Европейская бизнес-ассоциация в очередной раз выразила готовность предоставить экспертизу, присоединиться к обсуждению и ожидает учета неоднократно присланных предложений.

Ранее ЭкоПолитика писала, что нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковский назвал 15 июля временем "Ч" для ключевых экологических вопросов в парламентском зале.

Читайте также
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине

Согласно им, климатическая политика должна стимулировать инновации и модернизацию промышленности, а не вредить ей

В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда
В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда

Вероятно, Постановление в первую очередь направлено на введение нового вида внеплановых экологических проверок

Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA
Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA

Сейчас экономика ЕС сталкивается с четырьмя вызовами в контексте энергетики и декарбонизации

В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"
В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"

Разработчиков призвали доработать законопроект №7327 в соответствии с предложениями бизнес-сообщества